В составе Советского Союза (1917-1991)
Промышленность в конце XIX - начале XX века
Становление Советской власти
Кустарное производство после Октября
Мглинский край в Великой Отечественной войне
|
Плакат. Художник И. Тоидзе |
|
|
Фото Андрея Тимошенко |
Накануне оккупации
Нашествие
Гудериан. Воспоминания солдата
Оккупация края
Партизанское сопротивление в крае
Создание партизанского отряда
Мглинский партизанский отряд
Мамаевка - партизанская столица
А. Казаков. На той давнишней войне
Парад 7 ноября 1941 года
Памятник Мамаевке
Командный состав отряда
Подпольные группы в селах
Блокада партизан
Освобождение Мглинской тюрьмы
Дневник боевых действий
Состав Мглинского партизанского отряда
Партизанские деревни и агентурная сеть отряда
Список узников Мглинской тюрьмы
Изгнание оккупантов
Митинг, посвященный освобождению Мглина
Спасибо вам за мирные рассветы
|
Ущерб за годы оккупации
Книга памяти
|
Долетописная история Руси
Материал с сайта ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ
http://web.archive.org/web/20030603164756/rus-hist.on.ufanet.ru/main_w.htm
История восточных славян, как и большинства других народов, уходит своими корнями в глубокую древность. Знаменитый древнегреческий историк и путешественник Геродот (V век до н.э.), первым из ученых мужей Средиземноморья побывал в северном Причерноморье и писал о скифах, в том числе и оседлых, земледельческих. "Скифы-пахари Геродота, - считает немецкий филолог и полиглот К.Г.Менгес (1908-1983), - могли быть славянами, поскольку скифы в согласии с типичными чертами, какие им приписываются, были настоящие кочевники степей, а не оседлые земледельцы".
Самые ранние известия письменных источников о славянских племенах относятся к I-II векам н.э. (Тацит, Плиний, Птолемей). Под именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне р.Вислы и побережья Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II-V веках стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. Кстати, устоявшееся мнение о примитивности экономической и общественной жизни наших предков в значительной степени опровергается результатами современных археологических исследований.
В IV веке образовался первый племенной союз восточных славян, который возглавили волыняне (они же - дулебы и бужане).
Поляне выступили инициаторами создания второго союза восточнославянских племен на среднем Днепре. Легенда, записанная в "Повести временных лет", рассказывает о полянском князе Кие, основателе Киева (приблизительно V век). Поляне первые среди восточных славян стали использовать название "Русь", о происхождении которого существует несколько версий. Известия о руссах (россах) встречаются в письменных источниках древних народов с VI века. О занятиях, обычаях и нравах руссов много писали византийские и арабские путешественники и историки.
Примечание 1
Одно из глубочайших заблуждений, идущее от первого русского историка Нестора, очевидца возвеличения Киевской руси, но ограниченного в своих знаниях о древности, состоит в том, что славяне появились на Днепре в V веке н.э. во главе с Кием. И гипотеза о расселении славян с Балкан - не более чем гипотеза. Наши отдаленные предки всегда жили на Днепре, они были автохонами, то есть коренными жителями приволжских и причерноморских степей и прилегающих районов Европы.
На Киевских холмах археологи находят целые клады римских монет I-III веков нашей эры - видимо, предки полян производили излишки собственных товаров для международной торговли. А Геродот, посетивший южнорусскую степь еще в V веке до н.э., писал о северных районах, где у "множества огромных рек" жили так называемые скифы-пахари, "которые сеют хлеб не для собственных нужд, а на продажу". Милоградская культура Среднего Поднепровья (VII-II вв. до н.э.), более поздние зарубинецкая черняховская, несли в себе немало элементов, доказывающих их славянскую принадлежность.
Вопрос о происхождении славян требует дальнейшего более подробного рассмотрения.
К VII-VIII векам славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории по Днепру и его притокам, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей они строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его.
Ильменские словене - одно из восточнославянских племен - построили на реке Волхов город Словенск (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена (См. Демин В.Н. "Загадки русских летописей" (глава 1-я)).
Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури Стрибог. Покровителем стада - "скотьим богом" считался Велес. Славяне воздвигали деревянные изваяния своих богов на открытых местах посреди "капищ". Умилостивить "идолов" можно было жертвами. Каждый род чтил щура, мистического предка, основателя рода. (Отсюда и "пращур" и "чур меня", древнейшая из известных молитв-заклинаний.) Священными почитались рощи, озера и реки, населенные лешими, водяными и русалками. Ни храмов, ни жрецов у славян не было.
* * *
Ранняя история восточных славян тесно связана с историей хазар, норманнов и византийцев. Хазары были ближайшими соседями полян на востоке. Кочевая орда хазар переселилась в Европу вслед за гуннами, аварами и болгарами. В отличие от других орд, прошедших через поволжские степи на запад, хазары, потеснив болгар, осели в Поволжье. Образование Хазарского каганата в середине VII в. изменило лицо Восточной Европы. Каганат на два столетия приостановил движение кочевых орд из Азии в Европу, что создало благоприятные условия для славянской колонизации Восточной Европы.
Хазары создали яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов от Китая до Византии. Крупнейшим фактом в истории хазар было образование на территории каганата богатых городов, ставших важными центрами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиатским миром. В союзе с Византией хазары вели длительную войну с Арабским халифатом. Будучи разгромлены арабами, они были вынуждены уйти в предгорья Кавказа, а каган и его двор принять ислам. В VII-IX вв. общение с Византией привело к быстрому распространению в Хазарии христианства, основательно потеснившего ислам. Византийские мастера в IX в. построили на Дону для хазар каменную крепость Саркел (Белая Вежа). В пределах каганата образовалось семь христианских епископств. Большую роль в истории Хазарии играли евреи, выходцы из владений Арабского халифата и Византийской империи. Благодаря еврейскому купечеству Хазария значительно расширила свое участие в международной торговле. Переход власти в руки еврейской элиты привел к тому, что иудаизм стал одной из ведущих религий на территории каганата.
В IX в. хазары подчинили себе некоторые восточнославянские земли. Вятичи, северяне, поляне и радимичи, обитавшие в непосредственной близости от границ Хазарии на Средней Волге и Поднеровье, стали платить дань каганату.
* * *
На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. в станы Европы подверглись натиску со стороны "кочевников моря" - викингов. Период викингов завершил эпоху "великого переселения народов".
В IX в. норманны завоевали Ирландию и Северную Англию, утвердились в устье Луары и Сены и осаждали Париж. Они пытались подчинить империю франков, распавшуюся на два государства. Угроза завоевания носила реальный характер. Лишь ценой крайнего напряжения сил франки одержали верх и истребили норманнские армии в Бретани и на Рейне. Натиск возобновился на рубеже X в., когда Рольв Роллон, имея 15-20 тысяч воинов, захватил северо-западное побережье Франции и основал герцогство Нормандию. В конце века вся Англия была обложена данью в пользу датских конунгов (военных предводителей, королей). В это же время норманны открыли Гренландию и первыми из европейцев достигли берегов Северной Америки. Норманнские княжества появились на морских побережьях Италии и Сицилии.
Христианский мир с трудом остановил вторжение варварских племен из Дании и Скандинавии. Константинопольский патриарх предупредил православный Восток о новой опасности в 867 г. На Западе собор духовенства в Меце в 888 г. решил дополнить христианскую молитву словами: "...и от жестокости норманнов избави нас, Господи!"
Вторжение в страны Западной Европы осуществляли викинги из Дании и Норвегии. В нападениях на Восточную и Южную Европу участвовали норманнские флотилии из Норвегии и Швеции.
Ранние славянские поселения не сулили норманнам богатой добычи. (Это мнение Р.Г.Скрынникова, трудно с ним согласиться, учитывая, что сами викинги называли славянские земли "Гардарикой" (страной городов), а средневековые города были следствием достаточно крупной местной и транзитной торговли). В Хазарию скандинавы попадали через Верхнюю Волгу. Великий путь "из варяг в греки" вел из моря Варяжского "в озеро великое Нево" (Ладожское), по рекам Волхов, Ловать через волоки на Днепр и в Понт Эвксинский (Черное море). По Черному морю викинги устремлялись к Константинополю.
Финские племена Прибалтики, первыми подвергшиеся набегам скандинавов, называли норманнов "роутси", отсюда "росы" или "русы" (Это только одна из версий происхождения названия "Русь"). Вслед за финнами это название стали употреблять их соседи - славяне. По сведениям арабских авторов русы торговали мехами, медом и другими товарами, которые они получали как дань в землях финнов и славян. Кроме того, норманны промышляли работорговлей. Проходя через земли славян, викинги захватывали пленных и продавали их в рабство.
Экспансия норманнов на западе и востоке протекала примерно в одинаковых формах и с одинаковыми последствиями. Первоначально скандинавы грабили прибрежные поселения, в особенности церкви и монастыри, позднее заводили "торговые места" - вики и, наконец основывали герцогства и княжества на завоеванных землях.
Первые попытки основать свои вики и княжества в Восточной Европе норманны предприняли, по-видимому, уже в IX в. Западные хроники сохранили сведения о том, что не позднее 838 г. в Константинополь прибыли послы, назвавшие себя русами (росами). Они были посланы своим государем - "хаканом" в Византию ради дружбы. Выполнив посольскую миссию, русы решили вернуться в свой каганат не прямым северным путем через степи, а кружным, через Германию. К этому шагу их вынудили, по-видимому, не столько передвижения кочевых орд, сколько позиция, занятая Хазарией. Владея низовьями Дона и Днепра, хазары контролировали пути из Северной Европы на Черное море. Установление дипломатических связей и союза между норманнами и Византией не отвечало их интересам. Покинув Константинополь, послы русов прибыли ко двору императора франков в Ингельгейме, и тут выяснилось, что послы по крови и языку являются свеонами (шведами). Хазарский каганат поддерживал сношения со многими государствами и был хорошо известен всей Европе. О "каганате русов" ничего не знали ни в Византии, ни в Германии. Поэтому послов франки задержали у себя, и этому "каганату" не удалось завязать дипломатические сношения с Восточной Римской империей. Но империя вскоре столкнулась с "хаканами русов" лицом к лицу.
В 860 г. флот русов в 200 ладей внезапно появился у стен Константинополя. Император с войском и весь греческий флот находились вдали от столицы, занятые войной с арабами в Малой Азии. Русы в течение недели жгли церкви и монастыри у стен византийской столицы, грабили и убивали жителей. Затем они погрузились на суда и исчезли так же неожиданно, как и появились. Имеются данные о том, что некоторое время спустя русы совершили набег на южное побережье Каспийского моря в районе Абескуна. Вероятно, норманнам не надо было пробиваться силой через владения Хазарского каганата. Мир с Хазарией был необходимым условием для успеха их дальних походов на Черное и Каспийское моря.
Постепенно норманны (викинги, варяги) стали играть на славянской Руси роль наемных дружин, их предводители вошли в состав местной феодальной верхушки.
Русские летописи сообщают о насилиях варягов в отношении славян и других племен. Это привело к тому, что словене восстали на варягов, изгнали их "за море" и стали сами "владеть собой". Новгородская летопись сохранила предание о старейшине Гостомысле, правившем с другими старейшинами в Новгороде. В это время Новгород, подобно Киеву, уже являлся политическим центром складывающейся славянской государственности. Однако в Новгороде, по-видимому, еще были сильны традиции родового строя, что привело к острой борьбе между родовыми старейшинами Новгорода и других городов.
В этой обстановке междоусобной борьбы в Новгороде и появляется Рюрик - легендарный родоначальник правящей династии на Руси.
Легенда о "призвании варягов" легла в основу так называемой "норманнской теории" происхождения Русского государства, выдвинутой в XVIII веке и получившей широкое распространение как в России, так и за рубежом. С точки зрения норманнской теории "варяги", т.е. скандинавы, норманны явились одновременно и завоевателями славян, и создателями Русского государства, дали восточным славянам имя Rus.
Примечание 2
а) В действительности же государственность у славян начала складываться задолго до IX века, к которому относятся походы врягов-норманнов в Восточную Европу. Исследования летописей доказывают, что рассказ о "призвании варягов" представляет собой творчество летописца-новгородца XI века, пытавшегося изобразить историю возникновения княжеской власти на Руси исходя из современных ему порядков в Новгороде, куда новгородцы сами приглашали ("призывали") угодных им князей.
б) Среди скандинавского и германского континентального населения никогда не было племени или этнической группы под названием "Русь".
в) Скандинавы не могли оказать никакого конструктивного влияния на жизнь средневековой Руси, потому что отставали от нее в общественном развитии; у них почти не было городов, на 100 лет позже к ним пришло христианство, письменность, чеканка монеты.
г) Варяги-иноплеменники не оставили на Руси никаких следов в языке, обычаях, верованиях, архитектуре, судостроении, быте, ремеслах и т.п.
д) Рюрик не упоминается ни в одном скандинавском или немецком средневековом памятнике литературы.
Наряду с легендой о "призвании варягов" русские летописи сохранили некоторые конкретные данные о Рюрике, позволяющие составить представление о событиях в Новгороде, которые образуют реальную основу этой легенды. В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построеном им городе-замке в Ладоге. Это свидетельство, подтверждаемое скандинавскими источниками, а также археологическими находками предметов скандинавского происхождения в районе Ладоги, подрывает саму основу легенды о "призвании варягов" из-за моря.
По мысли В.О.Ключевского, Рюрик прибыл в Новгород из Ладоги, находящейся от Новгорода всего в двухстах километрах вниз по течению р.Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц. Эти усобицы и помогли ему захватить власть в Новгороде. Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода как политического центра союза северной группы славянских племен.
Это позволило преемнику Рюрика Олегу организовать поход на юг, завершившийся завоеванием Олегом Киева и перенесением центра объединенного государства в Киев. Это событие, относимое летописью к 882 году, традиционно считается датой образования Древнерусского государства.
Реально родоначальником русской княжеской династии был Игорь (877-946х). И лишь в XII веке летописец Нестор в "Повести временных лет", стремясь идеологически укрепить единство Русской земли, создает свою легендарную родословную, в которой княживший в Новгороде Рюрик становится "отцом" Игоря, княжившего в Киеве.
Новгородская Русь
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Новгородская Русь — объединение северной части восточно-славянских племён, сложившееся в IX веке вокруг Новгорода (или его города-предшественника, на роль которого претендуют Словенск и Старая Ладога) и название первого (докиевского) периода существования Русского государства во главе с династией Рюриковичей.
«Новгородская Русь» — современное название, в исторических документах не встречается. Более верные названия «Новгородская Земля» и «Новгородское Княжество». В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег захватил Киев и сделал его своей столицей, объединив тем самым славянский север и юг. После этого Новгород остался вторым по важности политическим центром и в период феодальной раздробленности продолжил автономное существование в качестве Новгородской земли.
История
В арабских источниках X века известна как ас-Славийя. В византийских (Константин Багрянородный) источниках известна как Внешняя Росия (в противовес областям вокруг Киева — Росии).[1]
Летописным основателем Новгородской Руси считается варяжский князь Рюрик, княживший с 862 по 879 год. Археологические данные свидетельствуют, что новгородская княжеская резиденция середины IX века обладала яркими признаками скандинавского присутствия, причём возникла значительно ранее города Новгорода.[2]
Однако, согласно летописям, ладожские варяги и раньше (c 859 или даже с 852)[3] брали дань с территории Новгородской Руси, куда входили земли проживания чуди, ильменских славянах, мери, веси и части кривичей.
В эпоху Рюрика, помимо Новгорода из городов Новгородской Руси упоминаются также Ладога, Белоозеро , Изборск, Ростов.
Преемник Рюрика князь Олег подчинил себе города Смоленск и Любеч в 882, а затем утвердился в Киеве, куда перенёс столицу государства. Новгородская Русь продолжает существование в составе Киевской Руси в качестве новгородской земли, сохраняя некоторую самостоятельность. В тексте русско-византийского договора 907 года перечисляются города, где «сидят великие князья, подвластные Олегу»[4] Новгород среди них не значится, однако «Повесть временных лет» сообщает о ежегодной дани с него в пользу киевского князя вплоть до княжения Ярослава. Вероятно вмешательство в дела Новгородской Руси ограничивалось данью Киеву, так как согласно летописи в 970 году новгородцы просили себе князя у киевского князя Святослава и ставили условие: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя.»
См. также
Источники и сноски
См. также
Библиография
- Новгородская карамзинская летопись, первая выборка, ПСРЛ, т.42, СПб 2002
- A.J.Hipping, Neva och Nyenskans, Helsingfors, 1836 «Нева и Ниеншанц», СПб, 2003
- Летописи Новгородские и Софийская
- Неволин, «О пятинах новгородских»
- Соловьев, «Об отношениях Н. к великим князьям»
- Андреевский, «О договоре Н. с немецкими городами и Готландом»
- Костомаров, «Северно-русские народоправства»
- Беляев, «Рассказы из русской истории» (т. II)
- Пассек, «Н. сам в себе»; Бережков, «О торговле Руси с Ганзой до конца XV в.»
- Никитский, «Очерк внутренней истории церкви в Вел. Н.»
Мглинские земли в составе Литовско-русского
государства (XIII - XV век)
В течение столетия после Батыева нашествия на месте нескольких десятков земель и княжеств Древней Руси выросли два мощных государства, две новые Руси: Русь Московская и Русь Литовская. Три четверти древнерусских городов - Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и многие другие - попали в состав Литовской Руси. Начиная с ХIII века и до конца ХVIII века, история этих земель тесным образом связана с существованием Великого княжества Литовского.
Литовские ученые убеждены, что слово "Литва" пришло в русский, польский и другие славянские языки непосредственно из литовского языка. Они считают, что слово происходит от названия небольшой речки Летаука, а первоначальная Литва - это небольшой район между реками Нерис, Вилия и Неман.
В энциклопедическом словаре "Россия" Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона упоминаются литовцы "живущие главным образом по Вилии и нижнему течению Немана" и разделяемые на собственно литовцев и жмудь.
О. Жуковский. «Неман» !
Литва впервые упоминается под 1009 годом в одной из средневековых западных хроник - анналах Кведлинбурга. Литовцы были хорошими воинами, а под влиянием немецкой агрессии весь быт их перестраивается на военный лад. О многих победах литовцев повествуют немецкие хронисты, которых трудно заподозрить в симпатиях к противнику. Однако справиться с таким сильным врагом, как рыцари, литовцы не могли. Главная задача рыцарей - крестоносцев была христианизация языческих народов, к которым относились и литовцы. В течение полустолетия постепенно завоевывали рыцари Прусскую землю и укрепились там, сильные как своим военным устройством, так и той поддержкой, какую они имели от папы римского и императора из Германии.
По мере развития родоплеменного строя у балтов формировались отдельные племенные территории — земли, управляемые племенными старейшинами (уделы). Соседние земли этнически родственных балтских племён объединялись в политические и военные-племенные союзы.
Вторжение немцев в литовские земли возбудило и подняло литовские племена, которые начали объединяться под угрозой немецкого завоевания.
Свидетельством существования таких догосударственных объединений считается договор 1219 года между Галицко-Волынским княжеством и союзом балтских племенных старейшин. В договоре среди 5 старших племенных вождей упоминается Миндовг. Эти вожди возглавляли дружины; зачастую русские князья, ведшие феодальные войны, нанимали их для борьбы с конкурентами.
|
Гравюра с изображение Миндовга
из «Описания Европейской Сарматии»
Александра Гваньини.
|
Консолидация Великого княжества литовского (ВКЛ) проходила на фоне сопротивления крестоносцам Тевтонского ордена в Прибалтике. Одновременно шла экспансия в юго-западном и юго-восточном направлении. С середины XIII века — первой половины XIV века ВКЛ охватило белорусские земли, а в 1363—1569 годах охватывало и большую часть украинских.
В середине ХIII века литовский князь Миндовг подчинил себе земли литовских и славянских племен и создал мощное государственное образование. Опасаясь немецкого порабощения, он принял от них крещение и за это получил от папы королевскую корону. Акт коронации 6 июля 1253 года увенчал деятельность этого объединителя литовских племен, создателя государства Литовского и его первого правителя, он символизировал собой завершение долгого и сложного процесса создания древнего, самого первого литовского государства.
Литва стала субъектом политики того времени, она осуществляла самостоятельную дипломатию, участвовала в захватнических и оборонительных войнах.
Литовцы стали единственной ветвью балтов, которые вошли в цивилизацию средневековой Европы со своим государством и государем - королем Миндовгом.
Формирование государства проходило очень динамично, при этом именно славянские земли становились опорой литовского великого князя в его борьбе с непокорными племенными княжениями литовцев. Способы присоединения новых земель были различными. Многие русские земли добровольно вошли в состав Великого княжества Литовского. Наряду с этим некоторые территории (например, Смоленск) на протяжении многих лет приходилось покорять силой оружия. При этом власть на местах практически не менялись: новых порядков старались никому не навязывать.
Кроме того новое государство давало литовцам защиту от немцев, а русским - прибежище от татар. Первые, самые ранние победы над монголо-татарами были одержаны русскими полками в союзе с ратями литовцев. Недаром в исторической литературе оно носит еще название Литовско-Русского государства.
Это тяжелая эпоха, пережитая Русью в ХIII веке, составляет переход от истории Киевского государства к истории тех государств, которые его заменили, а именно: Новгородского государства, Великого княжества Владимирского, а затем Московского, и Великого княжества Литовского.
|
Гравюра с изображение Гедимина
из «Описания Европейской Сарматии»
Александра Гваньини.
|
В 1316 году великим литовским князем становится Гедимин - основатель династииГедиминовичей, образовавший из литовских и русских земель сильное государство. При нем русское влияние на литовских князей чрезвычайно усилилось. Сам Гедимин считал себя не только литовским , но и русским князем. Он был женат на русской и детям своим устраивал браки с русскими же. Две трети всех земель Гедимина были русскими землями. Литовской династии удалось образовать такой центр, к которому стала тяготеть потерявшая свое единство вся Юго-Западная Русь. Гедимин (1316—1341) начал ее собирание, а его дети и внуки закончили этот процесс, который совершался быстро и легко, так как население русских земель само охотно шло под власть обрусевших Гедиминовичей.
Они соединили под своей властью силы литовцев, остановили движение немецких . крестоносцев и присоединили к Литве многие из русских областей. При Гедимине литовцы проявляют немалые успехи в военном деле. Значение русской народности сказывается и в титуле «великого князя литовского, русского». С Московитами у Гедимина существовал мир; он сносился также с Польшей, германскими городскими общинами и папой, но попытка последнего крестить Гедимина не имела успеха. Есть известия, что Гедимин находился в сношениях с Золотой Ордой и пользовался татарскими отрядами в войне против крестоносцев.
При князе Гедимине (правил в 1316—1341), основателе династии Гедиминовичей, Великое княжество Литовское значительно укрепилось экономически и политически. Гедимин, ведя ожесточённую борьбу с немецкими рыцарями, продолжал присоединение восточнославянских и балтских земель.
Формировалось федеративное государство, пусть со своеобразной, средневековой, но федерацией (в противоположность московской централизации).
Сыновья Гедиминаса - Альгирдас и Кястутис - собрали под своею властью практически всю Южную и Западную Русь, освободив ее от владычества татар и дав ей единую сильную власть - власть, русскую по своей культуре и по своим приемам.
По мнению русского историка М.К.Любавского "Литовско - Русское государство в ХIV веке представляло в сущности конгломерат земель и владений, объединенных только подчинением власти великого князя, но стоявших особняком друг от друга и не сплотившихся в единое политическое целое".
|
Ягайло.
Портрет кисти Марчелло Бачиарелли
|
Ситуация в этом регионе начинает меняться в конце ХIV века. Великий князь Ягайло принял предложение поляков жениться на польской королеве Ядвиге и соединить Польшу и Литву, разрешив противоречия, стоящие между этими государствами: борьба за русские земли Волынь и Галич и общее противостояние немцам, которые угрожали обоим государствам. Ягайло согласился на все поставленные ему условия, принял католичество сам, а в 1387 году окрестил в католичество языческую Литву, и заключил в 1385-1386 г.г. Кревскую унию, которая предусматривала включение Великого княжества Литовского в состав Польского королевства.
Но это условие так и осталось на бумаге. Могущественная литовская знать во главе с сыном Кястутиса Витаутасом (Витовит) решительно воспротивилась потере самостоятельности. Дошло до того, что Кревская уния была временно расторгнута и возобновлена только в 1401 году на условиях равноправия сторон. По новой, Городельской унии 1413 года Литва обязывалась не вступать в союз с врагами Польши, но одновременно подтверждалось равенство и суверенность сторон.
Отец Витовта Кейстут и его дядя Ольгерд правили совместно и не боролись за власть между собой. Ольгерд был великим князем и занимался восточными и южными делами, Кейстут вёл упорную борьбу с тевтонскими рыцарями на северо-западе. Матерью Витовта была вторая жена Кейстута Бирута, о которой известно крайне мало.
Первые сведения о Витовте относятся к концу 1360-х годов. В 1368 и 1372 годах он участвовал в походах Ольгерда на Москву. В 1376 году уже как князь гродненский участвовал в походе на Польшу. С 1377 года предпринимал самостоятельные походы в земли Тевтонского ордена.
|
Ольгерд и Витовт на памятнике
«1000-летие России» в Новгороде
|
Витовиту удалось укрепиться во власти так, что он подчинил себе всех удельных литовских князей. При нем границы Литвы достигли небывалых пределов: они доходили до двух морей, - Балтийского и Черного. Великое княжество Литовское переживало вершину могущества. Витаутас вмешивался в дела всех русских земель: Новгорода и Пскова, Твери, Москвы, Рязани. По взаимной договоренности Московского великого князя Василия Дмитриевича и великого князя Литовского Витаутаса граница между Московскими и Литовскими землями проходила по реке Угре (левый приток Оки).
Но главным историческим событием, произошедшим в это время, явилась Грюнвальдская битва 1410 года, в которой объединенные силы королевства Польского и Великого княжества Литовского разгромили армию Тевтонского ордена - давнего противника Польши, Литвы и Руси.
Усиление Витаутаса, его высокий авторитет были следствием того недовольства, которое возбудила уния с Польшей среди русского и литовского населения Литвы. Поддерживая своего великого князя, это население показывало, что не желает идти под польско-католическое влияние, а желает самостоятельности и обособленности в своей политической жизни.
По мнению русского историка С.Ф.Платонова, если бы Витаутас стал опираться на православно-русскую народность и обратил свое государство в такое же русское великое княжество, каким тогда была Москва, он мог бы стать соперником московских князей и, возможно, скорее их объединить под своим скипетром всю Русскую землю. Но Витаутас этого не сделал, потому что, с одной стороны, он нуждался в помощи Польши против немцев, а с другой стороны - в самой Литве появились люди, которые видели свою выгоду в унии и толкали Витаутаса к сближению с Польшей. Среди его подданных были три направления: православно-русское, старо-литовское и новое католическое польское. Великий князь относился ко всем одинаково внимательно и не становился прямо ни на чью сторону. После смерти Витаутаса в 1430 году политические и национальные партии в государстве остались не примиренными, в состоянии взаимного озлобления и недоверия. Борьба этих партий и погубила постепенно силу и величие Литовско-Русского государства.
|
Свидригайло. Гравюра из
«Описания Европейской Сарматии»
Гваньини (1581).
|
В это время в условиях начавшейся полонизации и католизации (по итогам Городельской унии 1413 года) ухудшалось положение русских в Великом княжестве Литовском. В 1430 году вспыхнула война, которая в литературе получила название "восстание Свидригайло". В ходе движения, возглавленного князем Свидригайло - сыном великого князя Альгирдаса - возникла ситуация, когда Великое княжество Литовское распалось на две части: Литва посадила на великое княжение Сигизмунда - сына великого князя Кястутиса, а русские земли держались стороны Свидригайло и именно его посадили на "великое княжение Русское". В политическом развитии Великого княжества Литовского (Литовско-Русского государства) этот период был переломным. Пока Сигизмунд подтверждал унию с Польшей, русские земли жили своей жизнью, пытались построить отдельное политическое здание. Однако "восстание Свидригайло" потерпело поражение, а после гибели князя Сигизмунда на престоле в Вильнюсе утверждается Казимирас, правление которого знаменовало новую эпоху в развитии Литовского государства. Он восстанавливает пошатнувшиеся основы униатской политики, в своем лице династически объединяет два государства - королевство Польское и Великое княжество Литовское.
Тем не менее до середины ХVI столетия, несмотря на усиление польского влияния в литовском обществе, литовской знати удавалось отстаивать самобытность и самостоятельность княжества от всяких попыток со стороны Польши усилить унию и крепче привязать Литву к польской короне.
До этого времени Великое княжество Литовское было федеративным государством с преобладанием славянских земель. В середине ХV века в нем складывается единое правящее сословие. Шляхта (дворянство) составляла значительный слой населения - до 8-10 процентов, гораздо больше, чем в соседнем Московском государстве. Литовская шляхта обладала в государстве всей полнотой политических прав. Органы шляхетского управления - сеймы и сеймики - решали важнейшие вопросы как на общегосударственном, так и на местном уровне. Политику вершили крупнейшие землевладельцы-магнаты, под контролем которых с середины ХV века фактически находилась власть великого князя. В конце этого столетия формируется коллегиальный орган - Рада панов, - без согласия которого великий князь не мог отправлять послов. Не мог он также отменять решения Рады послов.
Всевластие магнатов и шляхты получило четкое юридическое оформление. В 1529, 1566 и 1588 г.г. были приняты своды законов, именовавшиеся Литовскими статутами. В них слились воедино традиционное литовское и древнерусское право. Все три статута были славяноязычными.
Чтобы навсегда укрепиться в захваченных провинциях, великие литовские князья раздают имения литовским феодалам за военную службу пожизненно и в вотчину с правом наследования. Русским князьям и боярам тоже давали землю за военную службу, обещали не отбирать у них имущества и волостей. Даже простым русским людям обещали равный суд и волю беглым крепостным, если помещик не вернет их себе в течение 1 года и 6 недель.
Особенно много земель было роздано при княжении Ольгерда (1345—1377 года). При его княжении впервые упоминается и Мглин в числе розданных владений.
В официальных литовских бумагах значится, что великий литовский князь Ольгерд отдал Мстиславль и Мглин своему сыну Симеону Лугвению, который, в свою очередь, мглинские имения раздавал литовским боярам. С этого времени на Мглинской земле оседают литовские феодалы, позднее польские паны и шляхта, поселяются евреи. После смерти князя Симеона Лугвения Мстиславль и Мглин перешли к его сыну Юрию, затем к внуку Ивану. В 1472 году Мглин приписали к Смоленскому воеводству. В 1499 году великий литовский князь Александр Смоленское воеводство утвердил за Михаилом Жеславским, который был женат на дочери последнего потомка Лугвениева. Так в составе Смоленского воеводства Мглин оказался владением Жеславского.
Князь Александр не только раздает ранее захваченные Литвой владения, но намеревается захватить новые русские земли, а это приводит к войне с Россией. Война началась в 1500 году. Русские войска начали теснить Литву и в 1502 году заняли Мглин. Во Мглине сразу же возобновились земляные работы по укреплению городских стен, так как город становится пограничным, а старые укрепления так обветшали при власти литовских феодалов, что пришли в полную негодность. После освобождения Мглина война продолжалась недолго. Между Литвой и Русским государством было подписано перемирие на 6 лет, с 25 марта 1503 года по 25 марта 1509 года. По договору о перемирии к Москве отошли: Гомель, Чернигов, Брянск, Старо дуб, Почеп и др. — всего 19 городов, 70 волостей, 22 городища и 13 сел. В документе о перемирии Мглин поименован волостью. Историк С. М. Соловьев пишет, что в договоре о перемирии 1503 года к Москве отошли волости: Карачев, Хотимля, Попова Гора, Мглин, Дроков и др.
Великое княжество Литовское обладало своеобразной культурой, основу которой заложили восточные славяне. Просветитель из Полоцка, восточнославянский первопечатник Франциск Скорина, мыслитель Симон Будный и Василий Тяпинский, поэт Симеон Полоцкий, десятки других выходцев из Великого княжества обогатили своим творчеством европейскую и мировую цивилизацию.
В "золотые времена" Великого княжества Литовского - до конца ХVI века - преобладала веротерпимость, почти всегда мирно уживались католики и православные. До ХVI века в религиозной жизни государства преобладало православие. Однако религиозная Реформация, нашедшая немало сторонников в Великом княжестве, решительно изменила обстановку. Протестантизм сильнее всего затронул верхушку православной части общества. Канцлер Великого княжества Литовского, политический деятель Лев Сапега родился православным, впоследствии воспринял идеи Реформации, а в конце жизни стал католиком. Он был одним из организаторов Брестской церковной унии 1596 года, объединившей на территории государства православную и католическую церкви при главенстве папского престола. В ХV веке была подобная попытка у митрополита западнорусской православной церкви Григория Болгарина, которая окончилась неудачей. После принятия церковной унии ни о каком религиозном равноправии не могло быть и речи - православная церковь попала в стесненное положение.
По материалам Википедии и книги Протченко З.Е. "Мглинский край - родная земля"
В эпоху Смутного времени (начало XVII века)
Ввиду приграничного положения городов юго-запада современной Брянской области основную часть их населения составляли служилые люди: стрельцы, пушкари, казаки, а также посадские люди, крестьяне. Хозяйственными занятиями были: хлебопашество, огородничество, скотоводство, рыболовство, различные лесные промыслы (охота, бортничество), ремесла и торговля.
В составе Руси Московской (1503 - 1618)
Конец XV века стал временем создания единого Русского государства с центром в Москве. Присоединение новгородской земли и Тверского княжества, окончательная ликвидация зависимости от Золотой Орды в 1480 году, обретение Русской Православной Церковью независимости от Константинопольского Патриархата - вот основные события, определившие это качественное изменение в развитии Московской Руси. Принятие Иваном III в 1485 году звания «Государя всея Руси» провозглашало тем самым задачу объединения всех русских земель, в том числе попавших в зависимость от Великого княжества Литовского. В конце 80-х - начале 90-х годов некоторые русские князья, подчинявшиеся Литве, перешли на сторону Московского государства. Все это неизбежно должно было привести к военному конфликту с Литвой.
В составе Речи Посполитой (1618 - 1654)
Историк Стародубщины и краевед В.Д. Бабодей в исследовании «Гетманщина на Украине» пишет, что поляки, получив Стародубщину, стали укреплять её города, предполагая использовать их в качестве крепостей при потенциальных конфликтах с Москвой. Такой крепостью и был Стародуб, который в Польше именовали замком. А крестьян, нанятых для защиты города – замковой прислугой. В 1620 году замковой прислуги в Стародубе было не более двух десятков человек. Несколькими годами позже её количество возросло уже до сотни. Поляки оригинальностью в названиях не отличались, и новое военное формирование было названо казацкой хоругвью (сотней). А так, как характер Стародубцев значительно отличался от характера полуразбойной казацкой вольницы южной Малороссии (Запорожской Сечи), то служить на военной службе и тем более быть убитым они не желали. Стародубцы более склонны были находиться в подчинении и под защитой своего государя, занимаясь мирным трудом. Поэтому для привлечения людей в казаки, поляки наделили последних значительными, по тем временам, льготами. Эти льготы были пожалованы королём Сигизмундом III в 1625 году актом, который назывался «Привелей Стародубской козацкой хорогве» и заключался в следующем:
1. Ста казакам из крестьян вместо жалованья было отведено 400 волок (7600 десятин) земли по 4 волока (76 десятин) на коня. Земля навсегда закреплялась в их собственности.
2. Сотня получала особое знамя, хорогву, которое находилось под наблюдением старосты Стародубского замка.
3. В самой крепости, так называемые казаки – крестьяне получили места для постройки домов и площади под огороды.
4. Для ускорения застройки казаки – крестьяне на 6 лет освобождались от всех повинностей. В дальнейшем они должны были нести только казацкую службу. На случай осады казакам из крестьян было положено жалованье 8 злотых раз в три месяца.
Возглавляли стародубских казаков, как правило, либо польские офицеры, либо просто солдаты, в достаточном количестве находившиеся в любом северском замке и Стародуб в этом не был исключением. Так возникло Стародубское казачество, которое заметно отличалось от малороссийского (запорожского) казачества. Характер и ментальность стародубских казаков коренным образом расходились с характером и ментальностью казаков малороссийских.
Являясь полноправными хозяевами Стародубских земель, польские магнаты беспощадно эксплуатировали местное население. Иезуит Скарга писал: «владелец или королевский староста не только отнимет у бедного холопа всё, что он зарабатывает, но и убивает его самого когда захочет и как захочет. И никто не скажет за это ему дурного слова». К феодально-крепостническому гнету присоединился гнет национальный и религиозный. Насильственно насаждалось униатство. В городах Почепе, Погаре, Стародубе поляки начали строить католические костелы.
Л.Н.Гумилев в книге «От Руси до России» отмечает, что крепостного права как такового в Польше не было: каждый крестьянин мог уйти от пана, если хотел. Но уйти означало бросить все имущество, а часто и потерять личную свободу, потому что личная свобода крестьян ограничивалась жесткой системой налогов. Налоги платились помещику, и если у крестьянина денег не находилось, он становился дворовым человеком. Как видим, отсутствие крепостного права создавало для крестьян условия жизни гораздо худшие, нежели при крепостном праве, имевшем место на Московской Руси. Парадоксально, но отсутствие крепостной зависимости крестьян обрекало их на полное бесправие. Налогами были обложены земли, водоемы, охотничьи угодья, сенокосы и даже православные церкви.
Конечно, от произвола польских панов страдали и польские, и литовские крестьяне, но крестьяне-католики могли договориться со шляхтичами и помещиками - они оставались "своими", несмотря на социальную рознь. У православных же не было такой возможности: польские паны их слушать не хотели, ибо они были "чужие", "схизматики". Именно в силу этого различия ни польские, ни литовские крестьяне никаких крупных бунтов или восстаний против панов, несмотря на всю тяжесть эксплуатации, не устраивали. А православным, напротив, ничего другого делать не оставалось, и с конца XVI в. восстания русских шли одно за другим. Апофеозом долгой борьбы православия и католицизма по праву считается восстание Богдана Хмельницкого, положившее начало освободительной войне на польской Украине. Полностью с главой «Воосоединение» из книги «От Руси до России» можно ознакомиться по следующей ссылке:
http://gumilev.narod.ru/p3ch03.htm или http://gumilevica.kulichki.net/R2R/index.html
Интересно, что Л.Н.Гумилев подчеркивает неизбежность выбора украинского народа, ибо этот выбор был сделан на основе естественного мироощущения.
Рославец Петр Иванович
Рославец Петр Иванович — полковник Стародубский. Происходил из мещан города Почепа, принадлежавшего к составу Стародубского полка. Несмотря на свою неграмотность, Рославец в 1653 году занимал уряд Почепского сотника, но через три года был уже смещен с сотничества, как это видно из универсала наказного полковника Стародубского Яцка Обуйноженка 1657 года, которым утверждалось за "Петром Рославчепком, козаком и полковым товарищем", занятое им на речке Косте место для устройства мельницы.
В 1660 году Рославец был наказным полковником Стародубским, поставленным от полковника Нежинского Василия Золотаренка; на этом уряде он оставался по 1663 год, когда Брюховецким был образован самостоятельный от Нежинского Стародубский полк и когда Рославец сделан был и "целым" полковником нового полка. Получению такого высокого уряда, как полковнический, Рославец обязан был, по-видимому, лишь своим способностям, которыми он, видимо, выделялся из среды полкового "товариства".
Вскоре, однако, в том же 1663 году, он был смещен гетманом со своего уряда, который понадобился для Ивана Плотника, одного из тех полковников, которые, по выражению летописца Грабянки, были наставлены Брюховецким "з гультяйства Запорожского", из среды которого происходил и сам гетман. Задумав под конец своего гетманства измену, Брюховецкий в сентябре 1668 года снова назначил Рославца полковником Стародубским, — должно быть, думая найти в нем сочувствие своим планам и рассчитывая на его популярность в одном из главных полков. Рославец, однако, не разделял замыслов гетмана; соединившись с полковником Черниговским Многогрешным, он поспешил, в первых числах октября 1668 года, присягнуть Царю на верность и тут же уговорился с будущим гетманом, "чтоб друг на друга быть надежным".
Управляя с 1668 года полком и пользуясь покровительством нового гетмана Многогрешного, Рославец сделался полным властителем Стародубщины, чем и пользовался для бесконтрольной раздачи земель полковой старшине. Распоряжаясь войсковым имуществом, Рославец не обходил и себя, отчего сильно разбогател, нажив при этом много врагов и завистников, — а с 1672 года и Многогрешный стал ему завидовать и хуже к нему относиться. Видя нескрываемую неприязнь к себе гетмана, Рославец в декабре 1672 года отказался от уряда, "одмовляючись подешлых лет своих недолужностью", но Многогрешный, опасаясь, должно быть, его интриг, посадил Рославца в Батуринскую тюрьму.
Однако, еще до своего заключения Рославец успел написать письмо своему всегдашнему покровителю Лазарю Барановичу, который немедленно обратился к гетману с горячим ходатайством за заключенного полковника. Гетману удалось выйти из этого затруднения: посланный им в это время в Стародуб для устройства избрания в полковники гетманского брата Саввы Шумки, генеральный есаул Грибович, добившийся этого избрания, возвратился обратно со множеством жалоб, поданных на Рославца его полчанами.
В ответном письме своем к Барановичу, от 2-го февраля 1673 года, гетман оправдывался перед ним в заключении Рославца указанием на эти жалобы, а через месяц с небольшим после этого (в марте 1673 года) Рославец, вместе с генеральным писарем Мокриевичем, вез скованного Многогрешного в Москву. Освободившись таким образом от грозившей ему опасности, Рославец опять получил полковничество Стародубское, а новый гетман Самойлович позволял ему обогащаться беспрепятственно.
Рославец был настолько богат, что в 1674 году предлагал Артамону Матвееву доставить ему возможность поставлять вино на Москву, обещая за это Матвееву неограниченное количество ведер вина. Привыкнув за продолжительное время своего полковничества к широкой власти в своем полку и имея громадные богатства, Рославец стал тяготиться зависимостью от гетмана и задумал поставить Стародубский полк в положение слободских казачьих полков, на которые гетманская власть не простиралась. Своей мыслью Рославец поделился с полковой старшиной и предлагал ей ехать с ним в Москву, чтобы бить челом Царю об освобождении Стародубского полка из-под власти гетмана, однако не встретил сочувствия своим намерениям и уже в августе 1676 года был один в Москве с жалобой на гетмана.
Одновременно с доносом он предлагал Царю выделить свой полк из состава гетманщины и сделать его слободским. С доводами Рославца в пользу его предложения на Москве, однако, не согласились, донос оказался ложным, — и Стародубский полковник, выданный Самойловичу, был предан последним на суд старшины, приговорившей его к смертной казни. Наказание гетманом было смягчено заменою смертной казни ссылкой в Сибирь, куда Рославец и был сослан в том же 1676 году, по царскому указу.
Источники
Акты Южной и Западной России, т. V, стр. 11, т. VII, стр. 88 и 89, т. IX, стр. 644, т. X. стр. 834; т. XII, стр. 869;
Письма Лазаря Барановича, Чернигов. 1865 г., стр. 161;
Ал. Лазаревский, Описание Старой Малороссии. т. І. Полк Стародубский, Киев. 1889, стр. 11, 13; 15—18, 180, 255, 256, 262, 263, 294, 295, 315, 316, 325, 338, 348;
Дело Архива Департамента Герольдии Правительствующего Сената о дворянстве рода Рославцов;
В. Модзалевский, Малороссийский Родословник, т. IV, к. 1914, стр. 347—348;
"Киевская Старина" 1885 г., июнь, стр. 435;
Полное собрание законов Российской Империи, т. І, СПб. 1830, стр. 805, 841;
Синбирский Сборник, 1845, стр. 18;
Труды Черниговской Губернской Архивной Комиссии, вып. І, стр. 87—38;
В. Эйнгорн, Очерки из истории Малороссии в XVII веке.
Сношения Малороссийского духовенства с Московским правительством в царствование Алексея Михайловича, M. 1889,
стр. 174, 201, 453, 471, 480, 492—4, 795, 835, 837, 989, 1002. Б. Модзалевский. {Половцов}
Биография опубликована на сайте http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=112772
Мглинская промышленность. Гуты и рудни
По материалам книги З. Е. Протченко Земля Мглинская - родной край
Гуты и рудни строили монастыри, купцы, богатые казаки, старшины. На гутах изготовляли оконное стекло и другие стеклянные изделия; на руднях плавили железо из местных болотных руд. Гуты и рудни известны были еще жителям средних веков, а память о них до сих пор сохраняется в названии многих селений. На Мглинской земле мест с названием гута теперь нет, однако стекольное производство было. Известно, например, что в деревне Крутояр, расположенной на правом берегу Ипути, в давние времена варили стекло, и Крутояр тогда называли Свентицкая Гута. Вблизи нетяговского поселка Волна есть местечко с названием Старая печь. В XVII—XVIII веках здесь тоже варили стекло. Куски кирпича и слитки стекла и сейчас еще встречаются на этом месте, хотя название гуты за ним и не сохранилось. Перед войной 1914 года в 6 километрах от деревни Ширковки (теперь Клетнянского района) был построен настоящий стекольный завод прямо на болоте, на дне которого были обнаружены значительные запасы песка, нужного для стекольного производства. Завод был современным, выпускал оконное стекло, но в память о ранних примитивных; стекольных предприятиях — гутах — тоже назывался тогда гутой. После Октябрьской революции завод прекратил работу, а ранее возникший около него рабочий поселок вместо Гуты стали называть Иваново-Прохоровский поселок в честь Ивана Прохорова, работавшего на заводе до революции. Таким образом, на Мглинской земле были три предприятия по производству стекла.
Рудни в районе известны две: одна вблизи села Шуморова, другая севернее деревни Архиповки. Рудня-Шуморовская находится на левом берегу Воронусы, Рудня-Архиповская ниже по течению, на ее правом берегу.
|
Мельница в деревне Рудня –Шумаровская |
В обеих Руднях до сих пор виднеются остатки шлака от выплавленной руды, а раньше его здесь было насыпано много. Особенно большая горка шлака с остатками крицы была возле Рудни-Архиповской. Как видно, здесь было больше переработано железной руды, чем в Рудне-Шуморовской.
По сохранившимся рассказам местных жителей, в Рудне-Архиповской в плавильный горн нагнетали воздух кожаные меха. Меха приводило в движение водяное колесо. От Воронусы был отведен рукав так, что протекавшая по рукаву вода падала на лопасти колеса, заставляя его вращаться. Руду добывали тут же возле горна. Здесь и теперь хорошо виден рудный карьер, длиной около 200 метров. По карьеру теперь протекает часть Воронусы. В пойме Воронусы железная руда встречается часто почти на поверхности почвы. Оттого в заболоченных, местах застоявшаяся вода нередко имеет рыжеватый цвет.
За такими низинами и сенокосными угодьями в иных местах закреплялось название ржавец. Есть и небольшая речка с названием Ржавец. Она берет начало в Сосновом болоте недалеко от Нетяговки и в истоке имеет ржавый цвет от соприкосновения с рудой. Куски железной руды встречаются и в верхнем ее течении, где расположился нетяговский поселок, который тоже называют Ржавец, но чаще Семеновский.
Болотная руда бедна железом, но встречается только в поймах рек, и запасы ее значительны. В обеих Руднях рядом с рудой стояли большие массивы леса. Этим создавались благоприятные условия для постройки здесь плавильных горнов (домниц). Плавка производилась на древесном угле, который получали путем сухой перегонки дерева. За одну плавку горн давал 14—16 кг крицы, но потребность в железе была велика, и горны работали интенсивно. Осевшую на дне плавильного горна крицу выламывали, уплотняли ударами молота — получалось железо.
В XVIII веке появились доменные печи, работавшие на коксе. В целях сохранения леса плавильные горны начали закрывать повсеместно. Во второй половине XVIII века выплавка железа прекратилась и на Мглинской земле, но поселки, возникшие в местах плавки руды, по-прежнему сохраняют за собой названия Рудни. С прекращением местного производства железа мглинские кузнецы в XIX веке работали на привозном железе.
Кузницы открылись во Мглине и многих деревнях уезда. Перед Октябрьской революцией 1917 года во Мглине насчитывалось 6 частных кузниц, на которых работали сами хозяева с 1—2 наемными молотобойцами. Лучшей считалась кузница Нижникова. Нижников работал сам с 1—2 наемными рабочими. В кузнице были механические ножницы для отрезания лемехов. Кузница изготовляла 2-лемешные плуги и ручные сеялки.
Мглинские ярмарки
По материалам книги З. Е. Протченко Земля Мглинская - родной край
Так, после долгого пройденного пути и многих преобразований Мглин вступил в XIX век, в течение которого выглядел, как и многие другие уездные города России нового времени.
Базары и торги в Мглинском уезде возникли очень давно. Им отводилось три дня в неделю: воскресенье, среда и пятница. Несколько позже возникли ярмарки. Их вызвала к жизни потребность людей в более широком обмене товарами. Ярмарки — это ежегодно проводимые торги в строго установленное время. На них съезжалось много людей. Одни привозили товары для продажи, другие желали их купить. Нередко приезжие были издалека.
По данным Токмакова И., мглинские ярмарки: Сборная, Духов день и Спаса-Преображенская существуют с 1665 года. В 1842 году было продано товаров на Сборной ярмарке на 2790 рублей. На Духов день — 3750 рублей и на Спасо-Преображенской на 3000 руб. В большом количестве продавались пенька, конопляное масло, скот. Пенька и масло шли за границу через Ригу. Бойко торговали хлебом, солью, рыбой, медом, обувью, одеждой, гончарными изделиями, деревянной посудой и другими товарами. По дошедшему до нашего времени рассказу, бывал на мглинских ярмарках писатель А. К. Толстой, когда жил в Красном Роге, тогда Мглинского уезда. Особенно многолюдными бывали ярмарки на Спасов день. Помня народную мудрость: «До Спаса сено под кустом сохнет, а после Спаса и на кусте не сохнет», люди, управившись с делами в поле и на лугу, старались купить на ярмарке все необходимое к зиме: лыки, бочонки, огурцы, которые выращивались во Мглине, Лопазне и других селах в большом количестве.
Хотя потребности населения в товарах теперь иные, да и характер торговли изменился, все же традиционные ярмарки во Мглине проводятся и в настоящее время. Магазины Мглина и сел района, а также Унечи, Суража, Клинцов, Почепа, Гомеля, Москвы, Хотимска и других городов привозят свои товары на мглинские ярмарки. 19 августа 1979 года состоялась традиционная Спасо-Преображенская ярмарка. Еще накануне люди начали съезжаться на ярмарку. Лошадей с повозками, автомашин было так много, что они заполнили прилегающие к базару улицы. Базарную площадь заставили автолавки.
Продавались дубовые бочки, крупный рогатый скот, корзины. В основном торговали современными фабричными изделиями, особенно широким спросом пользовались одежда, обувь для школьников. Бойко продавались гипсовые, политые глазурью коты-копилки с красным бантом и бабочкой на шее. Их привезли из Клинцов в количестве 300 штук. Эти игрушки ценой в 5 рублей штука были проданы за 1 час 20 минут. Образовалась очередь, многим не хватило. Торговали автолавки из Суража, Клинцов, Почепа, Клетни, Унечи, Гомеля и Гомельской области, магазины Мглина и района. Значительно увеличился товарооборот ярмарок. Так оборот Спасо-Преображенской ярмарки в 1979 году составил 133 тысячи рублей. В Мглинское отделение Госбанка иногородние продавцы сдали 45 тысяч рублей. Магазины Мглина и района — 88 тысяч рублей. От ярмарки на Духов день в Мглинское отделение Госбанка поступило 72 тысячи рублей. 24 тысячи рублей сдали магазины других городов.
В последнее время в торговую практику вводятся районные ярмарки с широким участием местной художественной самодеятельности, которая делает ярмарку веселым народным праздником.
(Материал взят из книги И. Токмакова «Историко-статистическое описание города Мглина». — Киев, 1988 г., с. 22—23 и материал из газеты «Заветы Ильича», № 133 за 6 ноября 1986 г.).