Отец Витовта Кейстут и его дядя Ольгерд правили совместно и не боролись за власть между собой. Ольгерд был великим князем и занимался восточными и южными делами, Кейстут вёл упорную борьбу с тевтонскими рыцарями на северо-западе. Матерью Витовта была вторая жена Кейстута Бирута, о которой известно крайне мало.
Первые сведения о Витовте относятся к концу 1360-х годов. В 1368 и 1372 годах он участвовал в походах Ольгерда на Москву. В 1376 году уже как князь гродненский участвовал в походе на Польшу. С 1377 года предпринимал самостоятельные походы в земли Тевтонского ордена.
|
Ольгерд и Витовт на памятнике
«1000-летие России» в Новгороде
|
Витовиту удалось укрепиться во власти так, что он подчинил себе всех удельных литовских князей. При нем границы Литвы достигли небывалых пределов: они доходили до двух морей, - Балтийского и Черного. Великое княжество Литовское переживало вершину могущества. Витаутас вмешивался в дела всех русских земель: Новгорода и Пскова, Твери, Москвы, Рязани. По взаимной договоренности Московского великого князя Василия Дмитриевича и великого князя Литовского Витаутаса граница между Московскими и Литовскими землями проходила по реке Угре (левый приток Оки).
Но главным историческим событием, произошедшим в это время, явилась Грюнвальдская битва 1410 года, в которой объединенные силы королевства Польского и Великого княжества Литовского разгромили армию Тевтонского ордена - давнего противника Польши, Литвы и Руси.
Усиление Витаутаса, его высокий авторитет были следствием того недовольства, которое возбудила уния с Польшей среди русского и литовского населения Литвы. Поддерживая своего великого князя, это население показывало, что не желает идти под польско-католическое влияние, а желает самостоятельности и обособленности в своей политической жизни.
По мнению русского историка С.Ф.Платонова, если бы Витаутас стал опираться на православно-русскую народность и обратил свое государство в такое же русское великое княжество, каким тогда была Москва, он мог бы стать соперником московских князей и, возможно, скорее их объединить под своим скипетром всю Русскую землю. Но Витаутас этого не сделал, потому что, с одной стороны, он нуждался в помощи Польши против немцев, а с другой стороны - в самой Литве появились люди, которые видели свою выгоду в унии и толкали Витаутаса к сближению с Польшей. Среди его подданных были три направления: православно-русское, старо-литовское и новое католическое польское. Великий князь относился ко всем одинаково внимательно и не становился прямо ни на чью сторону. После смерти Витаутаса в 1430 году политические и национальные партии в государстве остались не примиренными, в состоянии взаимного озлобления и недоверия. Борьба этих партий и погубила постепенно силу и величие Литовско-Русского государства.
|
Свидригайло. Гравюра из
«Описания Европейской Сарматии»
Гваньини (1581).
|
В это время в условиях начавшейся полонизации и католизации (по итогам Городельской унии 1413 года) ухудшалось положение русских в Великом княжестве Литовском. В 1430 году вспыхнула война, которая в литературе получила название "восстание Свидригайло". В ходе движения, возглавленного князем Свидригайло - сыном великого князя Альгирдаса - возникла ситуация, когда Великое княжество Литовское распалось на две части: Литва посадила на великое княжение Сигизмунда - сына великого князя Кястутиса, а русские земли держались стороны Свидригайло и именно его посадили на "великое княжение Русское". В политическом развитии Великого княжества Литовского (Литовско-Русского государства) этот период был переломным. Пока Сигизмунд подтверждал унию с Польшей, русские земли жили своей жизнью, пытались построить отдельное политическое здание. Однако "восстание Свидригайло" потерпело поражение, а после гибели князя Сигизмунда на престоле в Вильнюсе утверждается Казимирас, правление которого знаменовало новую эпоху в развитии Литовского государства. Он восстанавливает пошатнувшиеся основы униатской политики, в своем лице династически объединяет два государства - королевство Польское и Великое княжество Литовское.
Тем не менее до середины ХVI столетия, несмотря на усиление польского влияния в литовском обществе, литовской знати удавалось отстаивать самобытность и самостоятельность княжества от всяких попыток со стороны Польши усилить унию и крепче привязать Литву к польской короне.
До этого времени Великое княжество Литовское было федеративным государством с преобладанием славянских земель. В середине ХV века в нем складывается единое правящее сословие. Шляхта (дворянство) составляла значительный слой населения - до 8-10 процентов, гораздо больше, чем в соседнем Московском государстве. Литовская шляхта обладала в государстве всей полнотой политических прав. Органы шляхетского управления - сеймы и сеймики - решали важнейшие вопросы как на общегосударственном, так и на местном уровне. Политику вершили крупнейшие землевладельцы-магнаты, под контролем которых с середины ХV века фактически находилась власть великого князя. В конце этого столетия формируется коллегиальный орган - Рада панов, - без согласия которого великий князь не мог отправлять послов. Не мог он также отменять решения Рады послов.
Всевластие магнатов и шляхты получило четкое юридическое оформление. В 1529, 1566 и 1588 г.г. были приняты своды законов, именовавшиеся Литовскими статутами. В них слились воедино традиционное литовское и древнерусское право. Все три статута были славяноязычными.
Чтобы навсегда укрепиться в захваченных провинциях, великие литовские князья раздают имения литовским феодалам за военную службу пожизненно и в вотчину с правом наследования. Русским князьям и боярам тоже давали землю за военную службу, обещали не отбирать у них имущества и волостей. Даже простым русским людям обещали равный суд и волю беглым крепостным, если помещик не вернет их себе в течение 1 года и 6 недель.
Особенно много земель было роздано при княжении Ольгерда (1345—1377 года). При его княжении впервые упоминается и Мглин в числе розданных владений.
В официальных литовских бумагах значится, что великий литовский князь Ольгерд отдал Мстиславль и Мглин своему сыну Симеону Лугвению, который, в свою очередь, мглинские имения раздавал литовским боярам. С этого времени на Мглинской земле оседают литовские феодалы, позднее польские паны и шляхта, поселяются евреи. После смерти князя Симеона Лугвения Мстиславль и Мглин перешли к его сыну Юрию, затем к внуку Ивану. В 1472 году Мглин приписали к Смоленскому воеводству. В 1499 году великий литовский князь Александр Смоленское воеводство утвердил за Михаилом Жеславским, который был женат на дочери последнего потомка Лугвениева. Так в составе Смоленского воеводства Мглин оказался владением Жеславского.
Князь Александр не только раздает ранее захваченные Литвой владения, но намеревается захватить новые русские земли, а это приводит к войне с Россией. Война началась в 1500 году. Русские войска начали теснить Литву и в 1502 году заняли Мглин. Во Мглине сразу же возобновились земляные работы по укреплению городских стен, так как город становится пограничным, а старые укрепления так обветшали при власти литовских феодалов, что пришли в полную негодность. После освобождения Мглина война продолжалась недолго. Между Литвой и Русским государством было подписано перемирие на 6 лет, с 25 марта 1503 года по 25 марта 1509 года. По договору о перемирии к Москве отошли: Гомель, Чернигов, Брянск, Старо дуб, Почеп и др. — всего 19 городов, 70 волостей, 22 городища и 13 сел. В документе о перемирии Мглин поименован волостью. Историк С. М. Соловьев пишет, что в договоре о перемирии 1503 года к Москве отошли волости: Карачев, Хотимля, Попова Гора, Мглин, Дроков и др.
Великое княжество Литовское обладало своеобразной культурой, основу которой заложили восточные славяне. Просветитель из Полоцка, восточнославянский первопечатник Франциск Скорина, мыслитель Симон Будный и Василий Тяпинский, поэт Симеон Полоцкий, десятки других выходцев из Великого княжества обогатили своим творчеством европейскую и мировую цивилизацию.
В "золотые времена" Великого княжества Литовского - до конца ХVI века - преобладала веротерпимость, почти всегда мирно уживались католики и православные. До ХVI века в религиозной жизни государства преобладало православие. Однако религиозная Реформация, нашедшая немало сторонников в Великом княжестве, решительно изменила обстановку. Протестантизм сильнее всего затронул верхушку православной части общества. Канцлер Великого княжества Литовского, политический деятель Лев Сапега родился православным, впоследствии воспринял идеи Реформации, а в конце жизни стал католиком. Он был одним из организаторов Брестской церковной унии 1596 года, объединившей на территории государства православную и католическую церкви при главенстве папского престола. В ХV веке была подобная попытка у митрополита западнорусской православной церкви Григория Болгарина, которая окончилась неудачей. После принятия церковной унии ни о каком религиозном равноправии не могло быть и речи - православная церковь попала в стесненное положение.
По материалам Википедии и книги Протченко З.Е. "Мглинский край - родная земля"