12. Война со шведами при Петре I
Царь Алексей Михайлович всеми мерами пытался укрепить западные рубежи России и обезопасить русские земли от захвата их соседними европейскими державами.
Еще в начале XVII века Швеция захватила исконные русские земли на побережье Финского залива. Но его попытки разорвать блокаду шведами в Прибалтике не были доведены до задуманного конца. Очень усилившаяся к концу XVII века Швеция, захватив берега Балтийского моря, отрезала Русское государство от моря, необходимого для развития экономического и культурного уровня страны. Разрыв этой блокады в Прибалтике становился для России задачей жизненного значения. Решить эту задачу – «ногою твердой стать при море» и «в Европу прорубить окно» - суждено было его сыну Петру I, прозванному в истории «Великим».
Петр I. Петр, получив известие о поражении, не упал духом, а напротив, сознавал, что иначе быть не могло, приписывал несчастье недостатку обучения и порядка в войске и с большей кипучей деятельностью принялся за меры улучшений. В ожидании нападения неприятеля, в близких к границе городах: в Новгороде, Пскове, Псково-Печерском монастыре Петр приказал наскоро делать укрепления, высылал на работу не только солдат и жителей мужского пола, но даже женщин, священников и причетников, так что несколько времени в церквах, кроме соборов, не было богослужения. Приказано к весне набирать новые полки, а думному дьяку Виниусу, который прежде заведовал почтовым делом, приготовить новые орудия и при этом отбирать у церквей и монастырей колокола для переливки на пушки. Обычная русская лень много мешала скорому производству работы, зато Петр жестоко наказывал всякое неповиновение и уклонение от его воли: приказывал бить кнутом за неявку к работам, вешать взяточников и грозил смертью бурмистрам за медленное исполнение требований Виниуса - надзирателя артиллерии. При таких мерах, в течение года после нарвской битвы, царь имел уже более трехсот новых приготовленных орудий.
Для войны против Швеции Петр I вступил в союз с Данией и Польшей и немедленно приступил к формированию новых войск из крепостных крестьян, холопов и вольных людей.
Шведский король Карл XII быстро собрал небольшую, но хорошо обученную и имеющую боевой опыт в войнах XVII столетия армию, которая считалась лучшей армией в Европе.
Карл XII. Достойно замечания, что этот молодой король, подававший своими шалостями врагам большие надежды на успех, получивши известие о посягательстве врагов на его владения, вдруг как бы преобразился и сделался на всю жизнь необыкновенно деятельным и неутомимым: с тех пор его образ жизни составлял совершенную противоположность с образом жизни его врагов, датского и польского королей. Последние страстно предавались неге, забавам, пирам, фавориткам и придворной суетности; Карл во всю жизнь свою не пил вина; не будучи женат, не держал любовниц, не терпел никакой роскошной обстановки, вел самый простой образ жизни и притом был чужд всякого коварства, действовал прямо, решительно. Если он уступал своему сопернику Петру в широте ума и разнообразии деятельности, то превосходил его, как и всех государей своего времени, честностью и безукоризненной нравственностью. - Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
Неожиданно высадившись в Дании, он заставил датского короля заключить мир. После этого он направился сокрушить второго противника – польского короля Августа II. В Швеции еще не знали о приготовлении России к войне.
Петр I, заключив в 1700 году мир с Турцией, в следующем году осадил шведскую крепость Нарву, закрывающую подступы к Балтийскому морю.
Узнав об осаде Нарвы, Карл XII поспешил на выручку крепости. Пользуясь отсутствием самого Петра I, уехавшего из армии для подготовки русской границы к обороне, шведы двинулись на русских в атаку. Иностранные офицеры, командовавшие русскими войсками, изменили и перешли к шведам. Русские войска остались без руководства и командования, русские солдаты разбежались. Преображенский и Семеновский полки стойко отражали атаки шведов и отступили в полном порядке.
Сражение под Нарвой 19(30) ноября 1700 г.
Тем не менее, победа шведов была полная. Они захватили почти всю артиллерию и много пленных.
А. Е. Коцебу «Битва при Нарве»
Русская армия потерпела тяжёлое поражение: было потеряно значительное количество артиллерии, понесены тяжёлые людские потери, сильно пострадал командный состав. В Европе русскую армию на несколько лет перестали воспринимать как серьёзную силу, а Карл XII получил славу великого полководца. С другой стороны, эта тактическая победа посеяла семя будущего поражения Швеции — Карл XII поверил, что разбил русских надолго и сильно недооценивал их вплоть до Полтавы. Пётр I, напротив, после поражения под Нарвой, осознал необходимость военных реформ и сделал упор на подготовку национальных командных кадров. По итогам сражения Пётр I, делая выводы, писал:
|
Итак, над нашим войском шведы викторию получили, что есть бесспорно. Но надлежит разуметь, над каким войском оную получили. Ибо один только старый Лефортовский полк был, да два полка гвардии были только у Азова, а полевых боёв, паче же с регулярными войсками, никогда не видели: прочие же полки, кроме некоторых полковников, как офицеры, так и рядовые сами были рекруты. К тому ж за поздним временем и за великими грязями провианта доставить не могли, и единым словом сказать, казалось все то дело яко младенческое играние было, а искусства — ниже вида. То какое удивление такому старому, обученному и практикованному войску над такими неискусными сыскать викторию? |
|
Википедия
А. С. Пушкин. Полтава
Разбив русских под Нарвой, считая, что русская армия не будет в состоянии продолжать войну, Карл XII обратился против польского короля Августа II и увел главные силы своей армии на несколько лет в Польшу.
Петр очень удачно воспользовался этой ошибкой Карла XII, неправильно оценившего боевые качества русских войск, и из своего поражения под Нарвой извлек для себя надлежащий урок.
С лихорадочной поспешностью и огромной энергией Петр I принялся за переустройство своей армии. Для пополнения недостатка артиллерии он велел с каждой третьей церкви снять колокола и перелить их в пушки; это дало ему через год 300 новых орудий, то есть в два раза больше того, что было потеряно им под Нарвой.
Вместо дворянской конницы и стрелецкой пехоты он сформировал большую новую армию из драгунских (кавалерийских) и пехотных полков.
Пополнение армии им производилось на основе всеобщей воинской повинности населения путем рекрутских наборов.
Рекрут брался с определенного числа дворов. Каждые рекрутский набор давал 30-40 тысяч молодых солдат, которые обучались военному делу в особых лагерях, а потом распределялись по полкам. Благодаря такой системе пополнения армии, русская армия была прочнее связана со своим народом, чем другие западно-европейские армии, основанные на вербовке добровольцев.
Дворяне также должны были начинать военную службу солдатами, а потом уже назначались офицерами в полки. Из армии отпускались лишь старые, да увечные.
Все эти преобразования Петра I были произведены с такой быстротой, что уже в 1701 году русская армия могла перейти в наступление.
Русские войска под командованием фельдмаршала Шереметьева дважды разбили шведские войска и заняли почти всю Лифляндию.
Шурман. Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметьева.
Б.П. Шереметев отправлялся в поход лишь тогда, когда убеждался в том, что последняя пуговица пришита к мундиру последнего солдата, что войско, двигавшееся в поход, с избытком снабжено продовольствием, снаряжением, бомбами и прочим. Он любил действовать только наверняка, предварительно обеспечив большой численный перевес над противником. Царю приходилось часто торопить и подталкивать своего полководца и даже угрожать ему. Но за успешные действия Петр щедро награждал его. Шереметев, в отличие от царского любимца Меншикова, не был казнокрадом, но не упускал случая пожаловаться царю на свою «нищету» и попросить вотчин. В результате к концу службы он стал богатейшим землевладельцем России
В 1702 году была взята шведская крепость Нотебург, построенная у истоков реки Невы на месте древнего новгородского города Орешек, Петр I переименовал Нотебург в Шлиссельбург, то есть ключ-город, так как эта крепость открывал выход из Ладожского озера.
Двигаясь дальше по течению Невы, весной 1703 года Петр овладел другой шведской крепостью – Ниеншанц, построенной на правом берегу Невы недалеко от моря. В мае того же года близ этого места Петр заложил Петропавловскую крепость. Около крепости было построено несколько деревянных домов, положивших начало Петербургу.
В 1703 году русские войска взяли штурмом крепость Магдебург, а в следующем году овладели городом Дерптом (Юрьевым). Петр спешил укрепиться на Неве, которая открывала выход в Балтийское море.
На острове Котлин, расположенном у входа в Неву, была заложена крепость Кроншлот, которая позже стала называться Кронштадтом. По другим источникам Кроншлот – деревянная крепость, которую за зиму собрали на льду Финского залива прямо посреди фарватера и после таяния льда ее фундамент опустился на грунт, напротив Кронштадта, и эти две крепости удерживали шведский флот, не давая ему войти в Неву.
Только в 1706 году Карлу XII удалось разбить Августа II и принудить его заключить мир. У шведов остался единственный противник – Россия. В конце 1707 года шведские войска двинулись к русским границам, в надежде рядом молниеносных ударов поставить Россию на колени.