23. Смоленский шлях и его историческое значение
С давних времен и до устройства железных дорог город Мглин занимал очень удобное положение в отношении стратегическом и торговом. Через Мглин шел так называемый Смоленский шлях, связывающий Петербург и Москву с Украиной, то есть север с югом Европейской части России. Помимо широкого полотна дороги, этот шлях имел по обе стороны «бичеву» для прогона и выпаса скота шириною 35 саженей с каждой стороны.
По этому шляху из Крыма украинские чумаки на волах возили соль в Петербург и Москву, а из Украины привозился хлеб, и гнались большие гурты скота.
Айвазовский И. К. Чумаки в Малороссии. 1885 год.
Украина все более превращалась в рынок сбыта русских товаров, особенно продукции текстильной, металлургической и бумажной промышленности, и перевозки товара по этому шляху с каждым годом все более увеличивались. Увеличивалось и торговое значение города Мглина лежащего на этом пути, на этом шляху.
Не безопасен был путь этих гуртовщиков скота на таком большом расстоянии. Сохранились изустные предания о том, что разбойничьи нападения на гуртовщиков и угон ими в леса части скота были весьма частыми явлениями. Особенно худой славой в этом отношении пользовалось село Молодьково, жители которого, скрываясь под мостом не реке Воронусе, внезапно нападали на гуртовщиков и угоняли часть скота в леса.
С устройством железных дорог Смоленский шлях потерял свое былое значение, а вместе с этим такие города как Мглин и Стародуб, лежащие на этом пути, потеряли свое значение, как пункты экономической и культурной связи украинского и русского народов.
В данное время за ненадобностью Смоленский шлях значительно сужен и бичева для выпаса скота распахана. От г. Рославля до г. Мглина он был обсажен в два ряда, с обоих сторон березами во время Екатерины II. Эти почти 170-летние березы единично сохранились по дороге от села Корешки до деревни Семиричи (ныне Клетнянского района) в очень небольшом числе. В пределах же Мглинского района последняя екатерининская береза, между деревнями Николаевкой и Лукавицей, осенью 1962 года совершенно сгнила и упала на дорогу, где ее подобрал на топливо один шофер г. Мглина.
Этим Смоленским шляхом летом на лошадях из Петербурга в Новороссию к Потемкину ехала через Мглин императрица Екатерина II. Надоело ей ехать по неблагоустроенной дороге в тряском тарантасе, и она пожелала проехать в покойном зимнем возке.
«Путешествие Екатерины II по России в 1787 году». Аллегория. Неизвестный художник по оригиналу Ф. де Мейса. Конец XVIII века.
Императорская свита составляла около трёх тысяч человек. Императорский поезд состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Екатерина II ехала в карете на 12 персон, запряженной 40 лошадьми, где её сопровождали придворные, прислуга, а также представители иностранных дипломатических миссий. Принять участие в инспекции южных провинций были приглашены иностранные министры: граф Кобенцель — посол немецко-римского императора, Фиц-Герберт — английского и граф Сегюр — французского двора. Один из участников процессии вспоминал:
Путешествие представляло торжественное шествие. Во время ночи по обеим сторонам дороги горели смоленые бочки. Во всех губернских городах, где ее величество останавливалась, были балы, и все улицы и дома иллюминированы. — Евграф Комаровский
Фильм Путешествие Екатерины II в Крым
Для этого на протяжении 5 верст дорога между нынешним хутором Зверевым и деревней Песчанкой (ныне Унечского района) была посыпана солью, перемешанной с манкой и мукой, что создавало зимний вид. До такой нелепости доходили прихоти венценосной царицы, сидящей на престоле Российском!....