28. Жизненная обстановка сельского населения Мглинщины до революционного периода
Мглинский уезд в составе Черниговской губернии считался наиболее лесистым уездом. В отличие от южных уездов Левобережной Украины в дореволюционное время деревенские крестьянские постройки Мглинского уезда были исключительно деревянные. Глинобитных украинских хат – мазанок, не было ни в городе, ни в деревнях. Кирпичных домов и других строений, принадлежащих купцам и помещикам, в городе и сельской местности Мглинщины было мало.
В селах и деревнях рубленные из бревен и крытые соломой крестьянские избы располагались обычно вдоль узкой улицы в такой тесноте, что при возникновении пожара тушить его не было никакой возможности, и деревня выгорала целыми улицами, а при большом ветре и сплошь.
В подавляющем большинстве крестьянская изба состояла из одной комнаты и сеней, где часто за отсутствием сарая помещался скот. Жилищ, состоящих из двух жилых комнат – кухни и светлицы, или из двух жилых комнат через теплые сени, было мало. Такие жилища принадлежали зажиточным крестьянам, имеющим две – три лошади, две коровы и другой мелкий скот в достаточном числе, который содержался в скотных сараях.
Хата. Конец XIX века. с. Мамекино Черниговской губернии
Число таких домохозяйств в деревне в дореволюционное время было небольшое, преобладали однолошадные и вовсе безлошадные крестьяне-бедняки. При входе в их жилую комнату, в переднем углу помещалась огромная варистая печь на высоком деревянном фундаменте, вдоль стены, примыкающей к печи, находились большие, широкие дощатые нары для спанья и лаз на печь. Дощатый пол не был сплошным, а доходил только до начала нар, под нарами пола не было, а там, на земле, подосланной соломой или сеном, на весь холодный период времени помещались молодые телята и ягнята, отчего в таких избах всегда был неприятный запах.
Печь в крестьянской избе
Вся домашняя мебель такой избы состояла из одного стола и одной длинной скамьи, плотно и неподвижно приставленной вдоль стены и служащей для сидения за столом. Другая небольшая переносная скамейка служила для сидения взамен стула или табуретки.
Курная изба второй половины XVIII в.
В кутнем углу избы помещалась божница, состоящая из нескольких икон, изрядно засиженных мухами, на цепочке висела стеклянная лампадка, зажигаемая всего лишь 2 – 3 раза в год, в большие праздники.
Внутренние бревенчатые стены большинства деревянных изб не штукатурены, на них висели принадлежности лошадиной сбруи: хомут, седелка, уздечка и чересседельник.
Крестьянская изба в деревне Мартяново (1912). Фото С. Прокудина-Горского
В более зажиточных домах, имеющих кроме кухни еще другую комнату – светлицу, внутренние стены оштукатурены и побелены. Устройство кухни в такой избе почти ничем не отличается от устройства единственной комнаты бедняка, зато светлица в убранстве имела другой вид: на столе, покрытом домотканой льняной скатертью, стоял начищенный до блеска медный тульский самовар, который, кстати сказать, использовался для чаепития не более двух-трех раз в год, вместо нар стояла деревянная кровать, застланная купленным в городе одеялом и целая гора пуховых подушек в пестрых ситцевых наволочках. Пол в светлице сплошной.
На стене нередко помещались лубочные картинки без рам из сказки «О коньке горбунке», «Об изгнании Адама и Евы из рая», или портрет глубокочтимого протоиерея отца Иоанна Кронштадтского, о жизни которого, ни хозяин дома, ни члены его семьи ничего не знали, кроме того, что он, по слухам святой и угадывающий будущее.
Нередко украшением другой стены было небольшое и дешевенькое зеркальце, под которым внизу помещалось несколько фотографий, среди которых на одной – изображение хозяина и хозяйки дома в день их свадьбы в венчальных костюмах, и на другой – какого-то близкого родственника в форме унтер-офицера кирасирского полка со всеми присвоенными ему в этом чине атрибутами и отличиями царской военной службы.
Внутреннее убранство старообрядческого дома.
Особенностью одежды крестьян Мглинского уезда в дореволюционное время было то, что она была не фабричная, а домотканого изделия из льна и шерсти, то есть из продуктов своего хозяйства и своего изготовления. Одни лишь женские головные платки, да кое-что из мужской верхней одежды были фабричного изделия.
Кожаная обувь мужчин – сапоги, женская – полусапожки на шнурках с медными подковками на каблуках, носились только в праздничные дни или в дни молодости. В другое время подавляющее большинство крестьян ходили в лаптях, которые они научились плести с малых лет из липового лыка, добываемого из окружающих помещичьих лесов.
До революции своим рабочим и праздничным нарядом крестьяне Мглинского уезда мало отличались от нарядов заурядных украинских крестьян и крестьянок.
Элементы женского костюма с. Ружного Брянской обл.
В говоре же их, в языке и наречии их было большое различие. Язык населения Мглинского уезда смешанный, в нем среди русской речи много слов украинских, белорусских, польских и литовских. Это объясняется тем, что в силу исторических событий, территория Мглинского уезда, как пограничная окраина Московского государства, долгое время находилась под властью Литвы и Польши, а затем гетманской Украины и, наконец, вошла в состав Черниговской губернии, то есть Малороссии, что, несомненно, не могло не отразиться на языке и наречии местного населения.
Два слова – «летошний» и «сёлетний» –
давно живут в краю моём.
Кто летось был весёлым чёртом,
тот сёлета идёт на слом.
Свисает с летошнего ветошь,
сносилось платье, как тряпьё.
А сёлетнее пышет светом
и рядит в пышный цвет репьё.
В полуденном разгаре пиршеств
из чаш озёрных воду пьёт
и льёт на землю, перепивши,
её бросая ночью в пот.
А летошнего – нет ни света,
ни светотеней, ни тенёт.
Его слинял зелёный ветер,
куда слинял – там мрак цветёт.
Лета уходят в Лету, в летопись,
в архивный запах – там их тьма.
Лет опись чем длинней, тем ветше,
и интересна пусть весьма,
но кажется мне летом сёлетним,
что я в году этом годней,
чем летось был...
А был я чёртом,
и хвост – он, летошний, при мне.