34. Лесной разбой, называемый «капиталистическим прогрессом»
Во второй половине XIX столетия началось быстрое развитие капитализма в России. Для строительства железных дорог, фабрик, заводов, городов, поселков и других населенных пунктов требовалось колоссальное количество древесины. Торговля лесом для внутреннего потребления и экспорта принимала невиданные размеры.
Скудеющее дворянство оттеснялось промышленными капиталистами, то есть новой классовой прослойкой, которая на всем пространстве России расхищала природные богатства страны. За короткое время в России было вырублено 40 миллионов гектаров самых лучших лесов в Центральной части страны. Леса Украины, Поволжья и Средне-русской равнины сократились во много раз.
Старый хвойный лес
Даже правительственная комиссия 1872 года вынуждена была отметить, что идущее с ужасающей быстротой обезлесение отражается на климате, который делается суше и суровее, на иссякание родников и источников, на обмеление рек, на гибель садов, понижение урожайности полей, образовании сыпучих песков и оврагов.
Помещичья Россия оставила после себя свыше трех миллионов гектаров непроизводительной земли, изрытой оврагами, непригодной для сельского хозяйства с почвами, разрушенными после уничтожения лесов.
Особенно большое разорение леса началось после падения крепостного права и к восьмидесятым годам XIX столетия достигает еще небывалых размеров: только российское бездорожье, да емкость труда, потребного для валки вековых деревьев стародедовским способом умеряет это вдохновенное убийство нашего зеленого друга. Надо считать за счастье, что молодой и до бешенства резвый отечественный капитализм не обладал нынешней бензопилой и современной другой лесозаготовительной техникой, которая, подобно урагану, смела бы наши северные леса до Печоры и Мурманска, расчищая дорогу наступлению тундры.
Стремительное развитие нашей промышленности, да обнищание дворянства-лесовладельцев – вот главные причины лесного погрома, продолжавшегося вплоть до Октябрьской социалистической революции.
Для своей праздной и роскошной жизни разоряющемуся помещику-лесовладельцу нужен был капитал, а для добычи его нужно было продавать лес на сруб, так как сельское хозяйство при наличии наемного труда и неумения вести его со знанием дела рационально, не покрывало его расходов на эту жизнь.
Капиталист же – промышленник, преследующий единственную цель наживы, не считаясь с последствиями своего хищнического отношения к богатствам природы, охотно давал этот капитал помещику-лесовладельцу в обмен на лес – предмет его наживы и обогащения.
Царские законы не сдерживали, а поощряли разгул торжествующего собственника-лесовладельца в его лесоистреблении.
По налоговым законам непригодная для пахоты земля и вырубленные лесные площади насаждений подлежали мизерному обложению, к тому же эти земли не требовали расходов на их охрану.
При закладке же имений в кредитных учреждениях – в дворянских поземельных банках, специально созданных на выручку нищающему дворянству, пеньки считались дороже, чем не срубленный лес с его низкой рентой.
Вырубка леса в России
В 1888 году в царствовании императора Александра III в губерниях были созданы лесоохранительные комитеты, долженствующие охранять частновладельческие леса и регулировать в них пользование. Но этот закон по сути дела только способствовал их хищническому уничтожению, т.к. на страже этого закона стоял губернатор, царский чиновник и сам лесовладелец. Этот закон, как говорили в то время, «в умелых руках был, что дышло, куда его повернешь, туда и вышло». А законом – этим дышлом – поворачивал царский чиновник, у которого – по старой поговорке – «этот закон был на пуговице его мундира», - и который за обход всякого закона тоже извлекал для себя выгоду: брал с купца и с продавца, то есть лесопромышленника и помещика-лесовладельца.
Лес прочно уходил с лица земли в обжитых малолесных районах центральной части нашей страны, где он таял, как весною снег. К началу XX века потребление леса достигает 270 миллионов кубометров в год. С каждым годом спрос на лес усиливается, темпы рубок возрастают, цены на лес удваиваются. Лесопилки стучат даже в степи.
В этом разбое принимают участие все зажиточные слои общества и называют этот разбой «капиталистическим прогрессом»…
Комментарии
Отлично написанная статья. Видно гражданское неравнодушие и ответственность . Побольше бы таких граждан!
RSS лента комментариев этой записи