Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся                          В. Ключевский

40. Народное образование населения города Мглина и уезда до Октябрьской революции

Всемерно поддерживая интересы дворянства, царизм был злейшим врагом трудящихся масс, ограничив права других сословий на образование. Народное просвещение не было в интересах царской власти. Это подтверждается многими историческими фактами. Например, когда Тобольский губернатор сообщил императору Александру III-му, что в Сибири грамотных людей очень мало, на его донесении царь написал весьма краткую, но весьма вразумительную резолюцию «И слава Богу», а на ходатайстве одной крестьянки о приеме ее сына в гимназию следовала резолюция того же царя: «Это-то ужасно: мужик, а лезет в гимназию».

В угоду царю, министр народного просвещения Делянов в 1887 году издал циркуляр, которым «запрещалось принимать в гимназию детей кухарок, кучеров, лакеев, прачек, бедных ремесленников, мелких торговцев и т.п., коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к какой они принадлежат, так как высшее образование для молодых людей в низших слоях общества было бы бесполезно, составляя лишнюю роскошь, так как выводила их из круга первобытного состояния, без выгод для них самих и для государства». Так дословно мотивировалась политика народного образования в царское время министром народного просвещения.

                        Делянов Иван

Иван Делянов, министр народного просвещения

Деятельность Делянова на посту министра народного просвещения полностью совпадала с общим направлением внутренней политики царствования Александра III и, в частности, распадалась на четыре рода мероприятий: мероприятия, касающиеся преобразования системы высшего и среднего общего образования, касающиеся русификации средних и низших школ на окраинах, относящиеся к возможному подъему технического образования и, наконец, имеющие целью повышение уровня грамотности в России. – Большая энциклопедия русского народа

 

Царское правительство повсюду насаждало человеконенавистнический антисемитизм. Для евреев была установлена «черта оседлости», евреям было запрещено приобретать землю и даже в пределах черты оседлости, селиться в деревнях и селениях свыше двух семейств.

Узнав о погромах, прокатившихся в украинских губерниях, в том числе в Черниговской губернии, император Александр III сказал: «А я, знаете ли, признаться, сам рад, когда бьют евреев». Такое признание самого царя было равносильно поощрению делать погромы евреев в черте их оседлости, что с успехом проводилось бывшим в то время министром внутренних дел Игнатьевым – организатором еврейских погромов с помощью подведомственной ему полиции на местах.

Игнатьев Николай Павлович

Игнатьев Николай Павлович

Важным шагом в политическом преобразовании России Игнатьев считал созыв Земского Собора, который рассматривал как исторически присущую России форму взаимодействия императора с народом. На предложения Игнатьева по созыву Собора большое влияние оказали славянофилы И. С. Аксаков и П. Д. Голохвастов. Собор должен был открыться в 1883 в Москве в дни коронации Александра III. Его целью была демонстрация единения императора и народа, а также выяснение мнения по реформе местного управления. Состав Собора должен был формироваться на основе прямых выборов от крестьянства, землевладельцев и купечества (численность участников ок. 3—3,5 тыс. чел., в т. ч. 2 тыс. крестьян). Манифест о созыве Земского Собора был подготовлен Игнатьевым к маю 1882 и первоначально одобрен имп. Александром III. Против проекта Игнатьева выступил К. П. Победоносцев, Игнатьев подвергся резкой критике в «Московских ведомостях» и на заседании Совета министров (с участием Александра III). 30 мая 1882 он вышел в отставку. – Большая энциклопедия русского народа

Во все высшие учебные заведения, а также во многие средние специальные учебные заведения, кроме дворян иные сословия русских, а также все инородцы и евреи вовсе не допускались. Образование было монопольным правом дворян и имущих классов населения.

До Октябрьской революции из учебных заведений в г. Мглине было одно мужское четырехклассное городское училище, впоследствии преобразованное в высшее начальное училище. Это единственное мужское учебное заведение, по своей программе примерно соответствовало нынешней восьмилетней школе, давало право чинопроизводства при поступлении на государственную службу и обслуживало население не только города Мглина, но и все уезды, включая и местечко Почеп.

Училище выпускало всего лишь 20 – 25 человек в год. Прием евреев ограничивался 5 % поступающих в училище. Из женских учебных заведений была одна частная без прав прогимназия имени Байдаковской, на основе окупаемости за счет платы за право ученья. Была еще одна женская начальная школа, содержащаяся на средства городской управы.

 

Гимназия Байдаковской

Ф. С. Байдаковская с ученицами  женской  гимназии Мглина

 

В Календаре Черниговской губернии на 1915 год приводится следующий состав учителей женской гимназии г. Мглина:

Shkoli12

Для русского населения города Мглина наиболее доступной школой была одна шестиклассная смешанная церковно-приходская школа, находящаяся в ведении епархиального совета и местных священнослужителей.

Эта школа давала права учителя церковно-приходской школы, или, как тогда называли «школы грамоты», где главными предметами учебы быа зубрежка молитв, закона божьего, истории церкви, катехезиса, церковно-славянского языка богослужения, начальных знаний русского языка, арифметики, истории и географии.

В деревнях и селах эти церковно-приходские «школы грамоты» создавались в противовес земским народным училищам, которые содержались на средства уездного земства. В комплектовании состава учащихся большую роль играла сословная принадлежность и имущественное положение родителей.

Исходя из принципа сословности в школьном обучении, церковно-приходские школы предназначались царской властью для лиц низших состояний, уездные и городские училища, кадетские корпуса и университеты – для дворян.

Кроме того, от поступающих во все высшие учебные заведения и средние специальный училища требовалось свидетельство о политической благонадежности самого поступающего и его родителей, которые не выдавались поступающему на руки, а высылалось губернатором непосредственно в учебное заведение. Без этого свидетельства поступающий даже не допускался к приемным экзаменам.

Общее количество учащихся во всех школах города Мглина в дореволюционное время не превышало 250 человек. В сельской местности бывшего Мглинского уезда в прежних дореволюционных его границах было всего 48 земских народных училищ и 16 однокомплектных школ грамоты.

По данным Черниговского губернского статистического комитета во всех школах на территории бывшего Мглинского уезда, в три раза превышающей нынешнюю территорию Мглинского района в 1904 году всего учащихся в 64 школах было 4131 человек, в том числе 3342 мальчика и 789 девочек.

Преподавательский состав состоял: законоучителей (местных священников) – 64 человека, учителей – 24 человека и учительниц – 49 человек.

На содержание всех школ уезда в 1904 году было затрачено 27532 рубля, в том числе из средств земства – 86 % от указанной суммы, из средств города и сельских обществ – 11 % и из средств епархиальных и государства – 3 %.

На нынешней территории Мглинского района в 1904 году всего было 23 школы, 1377 человек учащихся, в том числе 1114 человек мальчиков и 263 девочки.

Преподавательский состав состоял из 9 учителей, 17 учительниц и 23 законоучителей – местных священников.

На содержание преподавательского состава всех школ нынешней территории Мглинского района в 1904 году расходовалось 9180 рублей в год. Средняя месячная зарплата учителей городского училища составляла в 1904 году – 47 рублей, церковно-приходской школы в городе Мглине – 21 руб., женской начальной школы в городе Мглине – 16 руб., земских народных училищ – 22 руб. и сельских учителей школ грамоты – 7 руб. 50 коп. законоучители оплачивались в среднем примерно 10 – 20 руб. в месяц. Никаких учебных пособий, кроме городского четырехклассного училища школы не имели.

Такие мизерные средства затрачивались на дело народного просвещения в городе Мглине и уезде в дореволюционное время. Земские народные училища находились в ведении уездного земства и содержались за его счет.

Одним из важных источников финвнсирования на образование воспитанников бедных дворянских семей   в гимназиях и университетах России были пожертвования состоятельных родов.  Так,   А. М. Маркович в  книге Историческая и статистическая записка о дворянском сословии и дворянских имуществах Черниговской губернии / Сост. Черниг. губ. предводителем дворянства А.М. Марковичем в 1838 г./ приводит завещание помещика с. Романовки Степана Артемьевича Лашкевича:

Romano1
Romano2

 

 

Вся же учебная часть этих школ и укомплектование их учителями находилась в компетенции уездного инспектора народных училищ, как представителя министерства просвещения. Церковно-приходские школы, или школы грамоты содержались и укомплектовывались епархиальным советом.

Уездный инспектор народных училищ фактически являлся политическим глазом народного просвещения в уезде, также как местные священники – наблюдатели школ грамоты – являлись тем же политическим глазом церковного просвещения населения в уезде.

Таким образом, вся работа учебных заведений в дореволюционное время проводилось в «соединенном духе православия, самодержавия и народности».

 

Фильм Станислава Говорухина. Россия, которую мы потеряли. Часть 4

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

no events

Сегодня событий нет

.