44. Дореволюционная торговля в городе Мглине
В дореволюционное время вся розничная магазинная торговля в г. Мглине была в руках торговцев-евреев.
Накануне революции из общего числа 23-х торговых точек – лавок, ларьков, ранее называемых «рундуками», расположенных в центре города на базарной (ныне Советской) площади, русским торговцам принадлежал лишь один бакалейно-гастрономический магазин купца Мединцева, одна лавка Коновалова Иллариона по продаже икон и церковной утвари, да три рыбных лавчонки, где помимо разной рыбы продавались разные бакалейные и хозяйственные товары, до лыковых лаптей и березовых метел и веников включительно. Эти лавки назывались рыбными только потому, что находились в ряду прочих рыбных лавок, то есть в рыбном ряду. Богатых мануфактурных магазинов было три и один магазин культтоваров. Все они принадлежали местным гильдейным купцам – евреям.
Остальные мануфактурные, рыбные, бакалейные, посудные, железо-скобяные, а также небольшие, преимущественно галантерейные, ларьки – рундуки принадлежали более мелким купцам – евреям.
Базарная (Советская) площадь г. Мглина в 1910 г. Вдали виднеется Спасо-Преображенская церковь. (Очевидно, снимок был сделан с колокольни Успенского собора)
В центре города, вне базарной площади, была кондитерская мастерская Исаковича с магазином-булочной при ней, а также колбасная мастерская Шульца. Обе эти гастрономические мастерские и магазины при них находились при их домах и обслуживались членами их семейств.
Кроме того, хлебные и булочно-бараночные изделия выпекались и продавались и многими другими горожанками, не имеющими своих магазинов прямо с лотков на базаре или на дому, в количествах достаточных для удовлетворения полной потребности населения города.
Н Кадышева. С ярмарки ехал ухарь купец
Во всех магазинах, лавках и ларьках на все предметы, кроме таких, как соль, спички и прочие, цены были с запросом. Поэтому покупателю нужно было уметь торговаться, а продавцу-хозяину товара нужно было обладать искусством продать свой товар возможно дороже в условиях большой конкуренции других таких же магазинов, продающих такой же товар по иной цене.
Обычно продавцы зазывали в свой магазин или лавку всякого покупателя, расхваливали свой товар, его качество и дешевизну по цене, делая в конечном итоге значительную скидку с первоначально запрошенной цены и убеждая покупателя, что он продает товар с убытком для себя.
Однако эти убытки были только на словах, на деле же все эти торговцы в магазинах и даже владельцы маленьких ларьков – рундуков с дешевым галантерейным товаром в короткий срок своей торговой деятельности наживали большие барыши, большие капиталы.
Для успеха торговли, торговцу нужно было хорошо знать спрос на тот или иной товар, знать, где и у кого выгоднее ему закупить его для перепродажи, при этом закупить раньше, чем приобретет его другой, конкурирующий владелец магазина.
Нужно удивляться феноменальной способности таких дореволюционных торговцев, каким был в городе Мглине еврей, по фамилии Фридман, по прозвищу «Кулик». Редко кто знал его по фамилии, а «Кулика» знали все – и стар и млад.
Его крошечный рундучок находился на переднем плане базарной площади, занимая стратегическое положение в торговом деле. Около этого рундука всегда народу было больше, чем около других больших магазинов гильдейских купцов и мелких других ларьков и рундуков.
Небольшого роста, плотный, не по возрасту подвижный и юркий, хозяин рундука «Кулик», либо сам открыто скупал разное старье, казалось бы никому не нужное, которое приносили ему по дешевке, либо продавал это скупленное им старье по цене, вдвое превышающей их покупную стоимость. И чего только не было в рундуке «Кулика». К примеру, сказать: вы потеряли одну резиновую калошу с левой ноги, стоит вам обратиться к Кулику, и он в своем рундуке найдет и продаст вам такую же галошу на левую ногу и такого же размера взамен потерянной, а иногда вы купите у него свою же собственную галошу, купленную Куликом у какого-то мальчишки, который нашел ее в уличной грязи города. Если вам потребовался к примеру сказать, кожаный портмоне для мелких денег, либо палочка сургуча, либо березовое удилище для рыбной ловли, вы непременно найдете нужное вам в рундуке Кулика, который охотно продаст вам за недорогую плату, но вдвое превышающую ту, которую он сам заплатил за нее.
Барахолка
Уходя из рундука Кулика, вы будете довольны своей покупкой такой редкой вещи, отсутствующей в продаже во всех ларьках и магазинах за небольшую цену, а Кулик будет вдвое доволен нажитым им стопроцентным барышом от этой продажи.
В торговле широко практиковался кредит, причем этот кредит предоставлялся владельцами магазинов своим постоянным покупателям в размерах вашей платежеспособности и в зависимости от вашего общественного положения. Это обязывало пользующегося кредитом покупать товары только в том магазине, где пользуетесь кредитом.
В кредит выполнялись и работы портных по пошиву одежды из материала заказчика, а еще чаще из материала портного, который сам этот материал брал в кредит в мануфактурном магазине с тем, чтобы кредитовать своего клиента – заказчика.
Само собой разумеется, что все это кредитование учитывалось как владельцем мануфактурного магазина на стоимость материала, так и портным на стоимость работ по пошиву и в целом на готовом изделии. Одним словом, кредит был своего рода выгодным гешефтом для обоих.
Торговля в магазинах, лавках и ларьках в обычные дни производилась с 9 часов утра до 5 часов вечера беспрерывно. В воскресенье и праздничные дни все магазины начинали торговлю не ранее окончания дневного богослужения в Успенском соборе города. Русские магазины и лавки не торговали в двунадесятые праздники, а еврейские по субботам и в праздники «кущей и еврейской пасхи». Время начала и окончания торговли, кроме установленных дней ярмарок и больших торговых дней, в городе оповещалось свистком полицейского городового, а нарушение этого каралось штрафом, налагаемым исправником.
Базарные дни были в городе еженедельно по воскресеньям и пятницам. В г. Мглине официальными днями однодневных ярмарок были: 6-го августа старого стиля, то есть Спасо-Преображенская и 50-й день после Пасхи, то есть Духов день и Троицы. В эти летние дни на ярмарку в г. Мглин приезжали торговцы вяземских пряников и других кондитерских изделий из Смоленской, Орловской и других губерний. Торговлю они производили в брезентовых палатках, наскоро расставленных на базарной площади.
Пимененко Н. К. Ярмарка в Малороссии
В дни этих ярмарок торговцы и покупатели лошадей, как местные, так и из других соседних уездов Черниговской губернии, Могилевской и Орловской, занимали так называемую «Сенную площадь» (ныне Комсомольская улица). Крупный рогатый скот, за недостатком места на «Сенной площади» продавался на Погарской (ныне Первомайской) улице. На ярмарку приезжало большое число цыган, продающих, покупающих и обменивающих лошадей.
Час истины. Русское купечество. Передача 1
Час истины. Русское купечество. Передача 2
В центре ярмарочной площади на базаре с раннего утра до позднего вечера любителей покататься верхом на игрушечных лошадках и каретах привлекала карусель, вокруг которой толпились сотни зевак, преимущественно мальчишек и молодежи. Карусель сопровождалась музыкой.
Все улица до отказа были запружены подводами и людьми, продающими и покупающими разные предметы и товары. С большими трудностями любопытному человеку можно было проникнуть в центральные места ярмарочной торговли, а еще труднее было даже приблизительно определить торговый оборот этих ярмарочных дней.
Главными предметами торговли на этих ярмарках были: лошади, крупный рогатый скот, пенька, лыко на лапти, деревянная посуда, скобяные изделия, кожевенная обувь местных сапожников-кустарей, яблоки, груши, сливы, сушеные грибы, овчины, шорные изделия, конская сбруя, рожь, крупа, растительное масло, мед, воск, всевозможная мануфактура, галантерея, иконы и церковная утварь, кондитерские изделия и другие предметы, перечислить которые не представляется возможным.
Кроме этих официальных ярмарок, большими торговыми днями были дни зимой: Кутьи-Рождественская, Новогодняя, Крещенская, день 3-го декабря старого стиля – Варвары; весной: третья соборная неделя, великого поста; осенью: в конце октября или в первых числах ноября месяца по старому стилю – «родительская пятница». В дореволюционное время торговые обороты всех этих ярмарок и больших торговых дней имели экономическое значение для города Мглина и его уезда.
В местечке Почепе, удаленном от уездного города Мглина, одна летняя ярмарка и большие торговые дни по своим торговым оборотам немногим уступали торговым оборотам города Мглина, что также имело большое значение в экономике населения уезда и населения, тяготеющего к Почепу.
Говоря о ярмарках в городе Мглине, невольно вспоминается единственный случай еврейского погрома, происшедшего в г. Мглине 6 августа 1915 года в день Спасо-Преображенской ярмарки, в разгар первой империалистической войны.
Терпя большие поражения на фронтах в уезде происходили частые мобилизации военнообязанных старших возрастов. Из-за войны в крестьянских семьях трудоспособных мужчин оставалось мало, некому было убирать урожай на полях.
В этот день из города Мглина производилась отправка мобилизованных со всего уезда на фронт на подводах до железнодорожной станции Унечи. По случаю ярмарки огромное стечение народа еще более увеличилось пребыванием в городе не только мобилизованных, но и провожавших их жен, детей и родственников.
Все улицы города до предела были переполнены людьми, подводами, лошадьми, рогатым скотом и другими предметами обычной ярмарочной торговли. На базарной площади была невообразимая суматоха. Беспрерывный ярмарочный гул еще более усиливался развеселой музыкой вертящейся ярмарочной карусели. Все это приводило многотысячную толпу народа в крайне возбужденное состояние, которое еще более увеличивалось от слез и причитаний провожающих жен и детей мобилизованных на войну мужей и отцов.
Специальных воинских частей в городе не было. Малочисленные полицейские чины города, теряясь в многотысячной толпе, спокойно расхаживали по ярмарочной площади, не пытаясь внести какой-либо порядок в эту необычную сутолоку.
Когда мобилизованные уже выехали на заранее подготовленных для них подводах за городское кладбище в конце города, на базарной площади кем-то был сделан громкий провокационный выкрик: «Бей жидов, спасай Россию!» Этот призывной погромный выкрик, как по команде, стал повторяться в разных местах базарной площади. Магазины и торговые лавки начали быстро закрываться.
Обезумевший от страха народ, бывший на ярмарке, стал разбегаться кто куда, а небольшая по числу группа погромщиков набросилась на несколько не успевших еще закрыться ларьков с галантереей, опрокинули их и разграбили их содержимое. Народ, бывший на ярмарке, разошелся и разъехался по своим домам, не поддержав эту погромную провокацию.
Ярмарка была сорвана, и провокаторы-погромщики не добились выполнения поставленной перед ними черносотенцами и полицией задачи кровавой расправы с еврейским населением города.