55. Оккупация немецко-фашистскими войсками города Мглина и его района
Священная война (парад 1941 года)
К лету 1941 года гитлеровская Германия находилась на вершине своего военного могущества. Фашистская армия оккупировала большую часть Западной Европы.
22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны гитлеровская армия вероломно напала на Советский Союз. Началась война. Более 100 вражеских дивизий – немецких и зависимых от германского фашизма государств: Финляндии, Венгрии, Румынии и Италии, огромное количество танков и авиации были брошены к советским границам. Немецкие войска действовали на широком фронте от Балтийского до Черного моря, протяженностью более 3 тысяч километров.
Вторая мировая война в цвете. Нападение на СССР
Ермолин Р. 22 июня 1941 года
Несмотря на героическое сопротивление агрессору, под ожесточенным натиском врага, превосходящего по силе и средствам, ведя тяжелые оборонительные бои, Красная армия принуждена была отступать и временно оставлять многие города и районы. Над Советской страной нависла смертельная опасность.
22 июня. Первые четыре часа Великой Отечественной войны
Враг приближался к городу Мглину с такой быстротой, что за отсутствием в городе Мглине железной дороги других средств транспорта не только население города, но даже многие государственные учреждения не смогли эвакуироваться. Мглинский военный комиссариат не смог своевременно и организованно провести мобилизацию военнообязанных и в день занятия немцами города успел отъехать на грузовой машине от занятого города всего лишь на 10 – 12 километров по дороге на Трубчевск.
Эвакуация населения глазами немцев
Только за три дня до занятия города врагом, выдав в спешном порядке зарплату служащим и рабочим учреждений города, Мглинское отделение госбанка успело эвакуировать денежные средства и важные документы и уехать на автомашине вглубь страны в сопровождении трех служащих банка. Подавляющее большинство служащих госучреждений остались в оккупации.
Утром 16 августа 1941 года в город Мглин вступила колонна немецких мотоциклистов и заняла почтово-телеграфную контору, а затем и другие здания советских учреждений.
Г. Гудериан. Воспоминания солдата. Обстановка на фронте на 17.08.41 г
За отсутствием в городе Мглине советских воинских частей, никакого сопротивления фашистским захватчикам не было оказано. Вслед за мотоциклистами беспрерывно днем и ночью двигались в два ряда вражеские танки, гремя своими гусеницами по шоссейной Ленинской улице, а затем бесконечной вереницей потянулись огромные, крытые грузовые военные автомашины с нарисованными на них эмблемами воинских частей, переполненные немецкими солдатами. На развилках Мглинских дорог на Почеп, Унечу, Сураж и Погар были установлены указатели движения воинских частей с соответствующими условными обозначениями путей их следования.
К вечеру того же дня большая часть территории Мглинского района была занята врагом.
Немцы на улицах наших городов, фото 1941 г.
Войсковые части фашистской армии двигались из под г. Кричева и других мест Белоруссии для занятия Почепа, Унечи, Суража, Стародуба, Погара и Клинцов. Таким образом, город Мглин оказался распределительным пунктом движения фашистских воинских частей и важным стратегическим пунктом для занятия железнодорожного пути Гомель – Брянск и городов, расположенных на этом пути.
В течение 15 дней движение немецких войск и военной техники было так велико и беспрерывно, что по Ленинской и другим центральным улицам города невозможно было перейти с одного тротуара на другой, и жители за водой к колодцам и колонкам ходили только окольными путями, по огородам и садам.
Немцы на Смоленской улице г. Мглина, фото 1941 г.
Для временных стоянок военных машин и техники ломались домашняя изгородь и фашистскими захватчиками использовались огороды и сады городских жителей с неубранным в них урожаем.
Домашний скот населения в течение долгого времени не выгонялся на пастбища и за отсутствием кормов неистово ревел в хлевах, наводя на жителей города тоску и страх.
В первый же день занятия города немецкими войсками, танковая часть, остановившаяся на обед в городском парке, разломала дощатый буфет летнего театра, а доски употребили на топливо при приготовлении пищи. На базарной площади двери магазинов были разбиты и открыты для разграбления содержимого в них. Грабили немецкие солдаты и некоторые жители города, желающие легкой наживы.
По городу были расклеены приказы немецкого коменданта, предупреждающее население города о том, что за связь с партизанами или укрывательство их, за неповиновение приказам и распоряжениям немецких властей, выражение недовольства, уклонение от работ, неявку на регистрацию на биржу труда и проживание в городе без надлежащей регистрации, виновные будут расстреливаться.
Жизнь населения наполнилась страхом, горем и страданиями. Днем и ночью каждый ожидал расправы.
Достаточно было кому-либо из-за личных счетов заявить немецкой комендатуре на кого-либо о приверженности его к советской власти или о недовольстве оккупантами, гитлеровские гестаповцы хватали его, уводили в кровавый застенок, устроенный в подвале здания райкома партии, где после пыток и избиений, расстреливали.
Первой жертвой такого доноса стал коммунист М. Ицков, не успевший уйти в лес к партизанам.
А таких клеветников на других из-за мелких личных счетов или злобы в городе Мглине было много, и много честных и невинных граждан погибло из-за их клеветы и доносов.
Днем и ночью немецкие изверги уничтожали ни в чем неповинных людей, стремясь массовыми расстрелами запугать население, подорвать в них веру в победу и ослабить волю народа к борьбе с оккупантами.
Удаленный от железной дороги город Мглин в начальный период его оккупации служил местом сосредоточения и распределения немецко-фашистских воинских частей, беспрерывно прибывающих в город из Белоруссии и беспрерывно передвигающихся дальше вглубь нашей страны. А потому, в течение некоторого времени Мглин представлял собой настоящий шумный и кипящий котел, у котором все двигалось, не останавливаясь ни на одну минуту ни днем, ни ночью.
Колонна немецких войск, фото 1942 г.
Гусеницы тяжелых немецких танков бороздили дороги улиц города, направляясь для занятия других, еще не оккупированных городов Брянской и соседних с ней областей, неся за собою смерть и разрушение.
Никаких других ни русских, ни немецких учреждений, кроме военной комендатуры, штаб которой, как бы секретно, примостился на краю города в незавидной избе, в первые дни оккупации города еще не было: немецкому командованию не было времени заниматься другими делами, кроме дислокации своих воинских частей.
Если бы победил Гитлер Документальный фильм