Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся                          В. Ключевский

62.Дохристианская религия наших предков – славян

О быте и нравах отдаленных предков – северян и родимичей научные данные весьма невелики.

Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов.

Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. …

Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь".

Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон. – Повесть временных лет.

 

История языческой древней Руси

 

 

Arkaim 3                      

Аркаи́м — укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа III—II тыс. до н. э., реконструкция

В 1987 на юге Челябинской области во время строительства водохранилища был обнаружен уникальный памятник прекрасной сохранности, относящийся к эпохе бронзы – укрепленное поселение раннегородского типа. Свое имя Аркаим получил от горы, находящейся неподалеку. В ходе изучения выяснилось, что памятник представлял собой поселок, созданный по заранее продуманному плану, с четкой градостроительной идеей, сложной архитектурой и фортификацией. В течение нескольких последующих лет было обнаружено еще 20 таких поселений, что позволило вести речь об открытии интереснейшей древней культуры, которая получила условное название “Страна городов”. В науке эта археологическая культура называется аркаимско-синташтинской. Значимость открытия Аркаима и других укрепленных поселений этого типа, является бесспорной, так оно дало совершенно новые данные о путях миграции индоевропейцев и позволило доказать, что 4 тысячи лет назад в южноуральских степях существовала достаточно высокоразвитая культура. Аркаимцы занимались металлургией и металлообработкой, ткачеством, гончарством. Основу их хозяйства составляло скотоводство.

Укрепленные поселения аркаимско-синташтинской культуры датируются рубежом III-II тысячелетий до н.э. Они древнее гомеровской Трои на пять-шесть столетий, современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенской культуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векам знаменитой цивилизации Индии – Махенджо-Даро и Хараппы. "Аркаим" - историко-археологический центр, http://www.arkaim-center.ru/index.php?page=189&ver=1

***

Не решусь ни в чем их упрекнуть: внезапный прорыв сквозь немыслимую толщу веков в неведомый и неожиданно сложно устроенный мир побуждает к сенсациям журналистов, но серьезных исследователй заставляет быть осторожными в суждениях. А между тем общественное мнение уже воспалено: ведь в сущности все мы стали свидетелями редчайшего чуда! Причем не в какой-нибудь экзотической Микронезии, не среди библейских камней Ближнего Востока, не в полной загадок южноамериканской сельве, а прямо-таки дома, под боком, в Челябинской области открылась "Страна городов" - остаток одной из древнейших цивилизаций человечества: оригинальные, ни на что привычное не похожие строения, мощные стены, сложные оборонительные конструкции, плавильные печи, ремесленные мастерские, четкая система коммуникаций... Теперь уже признано: здесь прародина древних ариев, которую ученые так долго искали на обширной территории от придунайских степей до Прииртышья; здесь произошло на грани III - II тысячелетий до н.э. давно уж "вычисленное" лингвистами разделение ариев на две ветви - индоиранскую и иранскую... А кое-кто из столь сдержанных в предположениях ученых готов даже объявить эти места родиной Заратуштры, создателя священных гимнов "Авесты", столь же легендарного, как Будда или Магомет. Ничего себе звучит: Заратуштра - уралец, наш земляк?!. – Константин Быструшкин. Аркаим - суперобсерватория древних ариев? http://rusnauka.narod.ru/lib/oldbuild/arkaim/absvtr.htm

 

Ivanov V Gorode Slovenske

В. Иванов. В городе Словенске.

Сказание о Словене и Русе и городе Словенске — позднелетописная легенда XVII века об эпических предках русского народа и заселении окрестностей Новгорода племенем Словене, а также о дальнейшей истории Руси до Рюрика.

Словенск – город, основанный князем Словеном в Киммерийскую эпоху. Дошедшие до нас источники утверждают, что данный город был основан в 2400 г до н.э. Построен на земле у реки Волхов, недалеко от Чудова и Дубцов. – Википедия.

Однако, значительное количество памятников материальной культуры и отрывки древних их песен, дошедшие до нас, помогают нам воссоздать достаточно полную картину жизни наших предков времен существования древнего города Зартыя, их быт и нравы.

Славяне – самый песенный народ. Песни составляют главное словесное богатство наших предков. Не оружие, а гусли брали с собой славянские странники. Недаром неизвестный певец похода князя Игоря Северского на половцев упоминает о вещем Баяне, о соловье, песнотворце старого времени.

В песнях, в этой самородной поэзии лучше, чем в других памятниках древней культуры сохранились следы древнего народного верования, их нравов и быта. Сама русская пословица: «Сказка – ложь, а песня – быль», свидетельствует, что в песнях сохранились былины древних лет.

Песни – это наша история, наш дневник, хранилища всякого ведения, всякого верования, память, тризна по своим отцам и дорогим сердцу, живая летопись прошедших времен, верный очерк быта народа, его веселий, страданий, радостей и грусти.

Док фильм: Куда глаза глядят (фольклор и живое язычество)

 

В те отдаленные времена главным содержанием всей жизни человека было добывание пищи. Охота, рыбная ловля, собирание естественных плодов природы, бортничество и примитивное лядинное земледелие на лесных полях являлись основным источником существования наших отдаленных предков – жителей Зартыя.

После обильного сбора созревших диких плодов, после удачной охоты и рыбной ловли эти радостные события их жизни отмечались народными празднествами: родственные племена сходились вместе, съедали принесенную с собой пищу, устраивали вокруг костров пляски и гуляния, сопровождая их обрядовыми песнями.

Поскольку радостные события были неразрывно связаны с соответствующими временами года, то и празднования их постепенно закреплялись за этими временами года, впоследствии превращаясь в традиции.

Первоначально традиционные народные торжества и празднества возникали из производственных и бытовых условий жизни наших предков, а с развитием религиозных представлений праздничные обряды стали приобретать магический, колдовской смысл.

Например, совершая охотничий танец, люди подражали охоте на зверей, воспроизводили их движения и повадки: во время танца фигурки или изображения животных, на которых охотились, поражали копьями и стрелами, что, по их представлениям они тем самым обеспечивали себе удачу на охоте.

Позднее наши предки начали наделять сверхъестественными свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в большей мере зависело их существование.

Таким образом, люди начали приписывать магическую силу солнцу, дождю, грому и молниям, начали верить в разных духов – добрых и злых, стараясь своим почитанием их и приношениями привлечь на свою сторону тех и других и превратить их в своих заступников и покровителей. Так появились божества и вера в них.

 

Olschanskiy Yazycheskiy Motiv

Б. Ольшанский. Языческий мотив

 

Картины языческих художников

 

По свидетельству Ипатьевской летописи (около 1114 года) высшим богом наших древних предков был Сварог – владетель неба и земли.

 

Radomir Svarog Lada

 

Радомир Семочкин. Сварог и Лада

Сварог— согласно славянскому переводу хроники Иоанна Малалы — бог-кузнец, отец Даждьбога. По мнению некоторых исследователей — верховный бог восточных славян, небесный огонь.

Версия о Свароге как боге-кузнеце является интерпретацией фрагмента, приведенного в Повести временных лет за 6622 (1114) год. Там, в подтверждение правдоподобности рассказа о падении из тучи «стеклянных глазков», приводятся рассказы из «Хронографа» о падении белок, пшеницы и прочего из туч. В частности, начинается рассказ о падении клещей с неба в Египте, который обрывается на середине.

Согласно этому рассказу, в Египте «после потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста, которого египтяне называли Сварогом. В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни … Если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне». После него царствовал его сын, «по имени Солнце, которого называют Даждьбогом», при котором «настало непорочное житье по всей земле Египетской, и все восхваляли его». – Википедия

 

 

 

Заповеди Бога Сварога

 

Сварог - верховный бог восточных славян

 

У Сварога был сын Даждьбог – бог Солнца. Богом грома и молний почитался Перун. Идол этого бога стоял в Киеве и перед этим идолом в 945 году Игорь приносил клятву в соблюдении заключенного с греками договора, а его внук Владимир в 980 году поставил ему в Киеве на холме кумирню, где Перун был изображен с серебряной головой и золотыми усами.

 

Klimenko Kolesnica Dajboga

 

А. Клименко. Колесница Даждьбога

 

Среди даров Сварога людям были и его сыновья — Сварожичи. Первый из них Даждьбог — бог Солнца, податель тепла и света. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!».

Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь - два небесных Пламени и одно земное - родными братьями, сыновьями Неба и Земли. Идол его стоял на холме в Киеве. Наши предки верили, что Дажьбог покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день бракосочетания. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето.

Дажьбог - Дабь, Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные вариации имени одного и того же бога. Бог плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту "Слова о Полку Игореве" - даждьбожии внуки) - "Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась".

"Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена". Согласно "Слову Иоанна Злотоуста... како первое погани веровали в идолы и требы им клали...", бог солнца и живительной силы. – Энциклопедия мифологии, http://godsbay.ru/slavs/dagdbog.html

 

 

  

 

Заповеди  Даждьбога 

 

Даждьбог (Звезда Рассенов).

 

Перун кроме того олицетворял и грозовые тучи, несущие на землю дождь и плодородные земли. Таким образом Перун был и грозным карающим и благодетельствующим божеством.

 

 Radomir Perun 2

Радомир Семочкин. Перун

Перун, Перунова - бог грома и молний, как небесного огня, упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 г, кн. Игорь - 945 г., кн.Святослав - 971 г.). Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова - "Mater Verborum", Пероун - "Слово и откровение святых апостолов" из поучений против язычества 14 века). Поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века), а также в "Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского" вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых "татар", и в "Слове о покаянии" (список XVI века). Его день - Четверг. Его металл - олово, его камень - белемнит (чертов палец-перуновы стрелы) сапфир, лазурит, дерево - дуб, бук. Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей Пророком, литературно в позднее время соотнесен с Зевсом, владеющим перуном. Соотносится с Перкунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом – кельтов. Сайт Славянская кукльтура, http://www.slavyanskaya-kultura.ru/faq/quest563.html

Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:

У Перуна мысли быстры,

Что захочет — так сейчас.

Сыплет искры, мечет искры

из зрачков сверкнувших глаз.

Может, именно за буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!»(«Выплывай, Боже!»). Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами. На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну). Перед входом в церковь изображен седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.

Родителями Перуна были Сварог и Лада (от ее второго имени, Слава, произошло название славян). Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением.

В древней «Книге Коляды» сказано:

«Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, И явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец». – Энциклопедия мифологии, http://godsbay.ru/slavs/perun.html

Заповеди Бога Перуна

 

Покровителем скота, а следовательно и богатства, торговых барышей от продаж шкур и мехов был бог Волос (Велес), а родоначальником ветров почитался Стрибог.

 

Klimenko Veles

А. Клименко. Велес

 

Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что он привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу — Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях. Именно об этой силе написал итальянский поэт Данте в «Божественной комедии»: «Любовь, что движет Солнце и светила».

Символом этого движения от Тьмы к Свету, от Нави через Явь к Прави, является знак солнцеворота, или на санскрите — свастика. При этом очень важно знать, куда направлены изогнутые лучи солнцеворота: если верхний луч смотрит влево, то движение будет идти «по часовой стрелке» — Посолонь — слева направо, к Прави.

Если же верхний конец свастики повернут вправо, то движение жизни пойдет вспять — Осолонь, «против часовой стрелки», от мира богов — Прави, к черной Нави, обители Чернобога, Седуни и Дыя. Такой символ является «гербом» сил Тьмы. Человек, следующий от Добра ко Злу, будет все больше озлобляться, чернеть душой. Не зря же и в наши дни, мы трижды плюем через левое плечо, за которым стоит злая сила, а о хорошем деле говорим, что оно правое, то есть правильное.
Этот закон правильности движения дал миру Велес. Он записан в священной «Книге Велеса»(«Велесовой Книге»). А напоминали о нем и толковали людям волхвы, служители великого (это слово образовано от имени Велес) бога. Таким образом, Велес был не только помощником в практической жизни, но и изначальным, вечноживущим мудрецом, а также учителем Закона.
Энциклопедия мифологии, http://godsbay.ru/slavs/veles.html

Мудрость Бога Велеса

 

Stribog Mazin 

 

Андрей Мазин. Стрибог

Стрибог - Бог-отец, стрый, старый бог, дед ветров (вероятно, может быть соотнесен с индийским богом Рудрой), упомянут в "Слове о Полку Игореве" ("Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы"), в русских летописях, в пересказах Стрыковского "Слово Иоанна Злотоуста... како первое погани веровали в идолы и требы им клали..." говорит о нем, как о божестве неба, воздуха и ветра. Вероятно, одно из имен Рода или сторона Рода, как отца богов. Вдувает посредством ветра жизнь (дух) в тела людские. Его день - суббота. Hе случайно, суббота - родительский день, день Сатроса - Сатурна, родителя богов.

В поздних источниках изображался в виде одной головы, приобретая хтонические черты типа Вия-Вея. Известно описание языческого храма на киевской земле 16 века эпохи двоеверия.

Связан с лунным культом, постоянное поминание Стрибога рядом с Даждьбогом - солярным божеством, наводит как раз на эту мысль, что старый бог уступает дорогу молодому, а Месяц - Солнцу красному: "кумирьскую жертву ядять... верують Стрибога, Даждьбога и Переплута, иже вертячеся ему пiють в розех"

Может быть, один из вестников Стрибога - стриж. Языческое празднование непосредственно Стрибога приходилось, вероятно, на первый день последнего летнего месяца. По новому стилю - это 21 августа. Hародный календарь в эти дни изобилует пословицами в части ветров - внуков Стрибога: "ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету". "Мироны-ветрогоны пыль по свету гонят, о красном лете стонут".– Дмитрий Гаврилов, Алексей Hаговицын. Языческие боги славян, http://cosmograph.ru/culture/god/#02

***

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе шести важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. По сути Стрибог дублер Дажбога, даже точнее как Лада оборотная сторона Сварога, так Стрибог оборотная сторона Дажбога.
Родился Стрибог из дыхания Рода, он может вызывать и укротить бурю и может оборачиваться своим помошником, мифической птицей Стратим (название звучит очень и очень по-греческие). Представляется Стрибог в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в лесу или на острове посредине моря -океяна.

Специалисты по "этимологии" путем сопоставления слов (корневых частей) возводят имя Стрибога к древнему (прибавляя для солидности) корню "стрег", что означает "старший", "дядя по отцу". И для большей убедительности начинают подтаскивать, что значение дяди в родоплеменном укладе более значимо, чем отец. – Сайт Славянская кукльтура.

Заповеди Стрибога

 

Были и второстепенные боги: Ладо, Каляда, Купало и другие, а также божества и духи-покровители племен, родов и даже семьи, как например, домовой, щур, пращур и души умерших предков.

По народному поверью леший жил в лесу, а дедушка домовой считался настоящим хозяином дома, постоянным его покровителем. Жил он в каждом доме под печкой и, если домашние заботились о нем, то он помогал им.

В жизни наших предков народные праздники и торжества играли важную роль и с течением времени все более и более наполнялись религиозным содержанием, а обряды принимали религиозный характер.

Картины К. Васильева

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

no events

Сегодня событий нет

.