63.Обряды и обычаи зимних праздников
В период возникновения древнего города Зартыя на месте нынешнего города Мглина пашенное земледелие было уже основой производства и достигало значительного развития. Поэтому главную роль в земледельческой религии наших предков тогда играли обряды и праздники, связанные с разными периодами сельскохозяйственных работ. По своему характеру эти обряды носили магический характер и составляли целый календарный цикл.
Зимой, когда «солнце поворачивало на лето», праздники и обряды их посвящались рождению Даждьбога, то есть бога солнца, начинались так называемые рождественские святки – каляды. Зимние праздники заканчивались масленицей.
Цель этих зимних праздников и обрядов заключалась в стремлении наших предков – земледельцев обеспечить себе благоприятный хозяйственный год. Поэтому, к праздничному столу в хату зазывался мороз призывом: «Мороз, мороз ходи кутью есть», чтобы угостить его и, таким образом, обезопасить себя от прихода его весной, когда он может приморозить молодые побеги посевов.
Славянские языческие святки были многодневным праздником. Начинались они с конца декабря месяца и продолжались всю первую неделю января месяца.
Виктор Корольков. Святовит
Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней, продолжающихся с полудня 25 декабря до утра 6 января.
До принятия Христианства древние славяне в этот период времени праздновали свой зимний праздник – святки. Они устраивали праздничные пиршества и колядование, хождение ряженых и различного рода увеселения. Это был самый веселый праздник зимой, посвященный языческому богу Святовиту.
Так западные славяне называли нашего Сварога, деда Богов. Русский исследователь фольклора Александр Афанасьев в книге «Древо жизни» писал: «...основа же имени (свят — свет) указывает в Святовите божество, тождественное Сварогу: это только прозвания одного и того же высочайшего существа».
Действительно, от имени этого славянского бога происходит само название святости, всего святого, святых праведников (то есть людей, следующих по пути Прави) и божественного света, проливающегося на землю. Кроме того, любой праздник на многих славянских языках называется свято. Словом, до наших дней Святовит, представляет самую суть духовной жизни славяно-русов.
После принятия славянами Христианства, многие святочные обычаи и традиции древних сохранились и прочно вошли в жизнь православных.
Только с проникновением в быт наших отдаленных предков христианства за святками закрепились твердые даты: с 25 декабря (ст. стиля), то есть дня мифического рождества Христова до Крещения его, то есть до 6 января (ст. стиля).
Андрей Рублев. Рождество
Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.
Дни Рождества Христова у многих народов имеют свои названия: в Германии - святые вечера; на Украине и в Белоруссии - коляды; в России - святки. В православной церкви Рождество Христово считается вторым по значимости праздником после Пасхи. - Википедия
Гм! гм! Читатель благородный,
Здорова ль ваша вся родня?
Позвольте: может быть, угодно
Теперь узнать вам от меня,
Родные люди вот какие:
Мы их обязаны ласкать,
Любить, душевно уважать
И, по обычаю народа,
О Рождестве их навещать,
Или по почте поздравлять.
Чтоб остальное время года
Не думали о нас они...
И так, дай бог им долги дни!
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Ночь тиха, ночь свята...Рождественская песенка
Добрий Вечір тобі, пане господарю
Хозяйственная жизнь наших предков наложила на святки заметный отпечаток и в значительной мере определила праздничные святочные обряды и обычаи.
Многие из них, претерпев значительные изменения, впоследствии с проникновением христианства перешли в рождественские обряды.
Языческие святки обычно начинались с магического очищения от всякой нечисти, нечистой силы и всякой скверны. Для этого тщательно мылось и убиралось жилище, люди мылись сами и окропляли водой скот, огнем и дымом отгоняли нечистых духов.
Константин Маковский. Святочные гадания
По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление).
В народе эти дни именуются святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане вечером прекращают все свои дневные дела, в память о событиях Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.
Церковь начала особо отмечать эти дни с древних времен. Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных волхвами.
Также в эти дни принято было вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.
Центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья, готовили также особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи умерших в прошедшем году. (РИА Новости http://ria.ru/religion/20100107/202332997.html#ixzz2osD55lg5)
На святках обычно происходили общинные сходы, на которых обсуждались важнейшие хозяйственные вопросы и намечался распорядок дальнейших работ. Общинные сходки обычно оканчивались праздничным пиршеством с непомерным насыщением заранее приготовленной пищей и вином или медом, что являлось пережитком поверья, что таким образом можно магически обеспечить себе сытую и веселую жизнь в течение года.
На святках широко было распространено хождение ряженых. Рядясь в шкуры различных домашних животных, наши предки верили, что таким образом можно колдовски повлиять на увеличение приплода домашнего скота, а наряжаясь в страшные звериные маски, верили, что таким образом можно отпугнуть злых духов и избежать разной нечистой силы, которую, на радостях рождения сына, бог якобы выпустил на землю в большом количестве разгуливать по земле, открыв двери ада.
П. Каверзнев. Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза)
Святки в храмовом комплексе Сергия Радонежского
Это поверье, несомненно, являлось влиянием раннего христианства.
Еще недавно в городе Мглине и в окружающих его селениях и деревнях в рождественский сочельник, то есть 24 декабря (по ст. стилю) в переднем, так называемом «кутнем» углу, под образами ставился необмолоченный сноп ржи. С появлением на небе первой вечерней звезды семья усаживалась за праздничный стол. Из обрядовых блюд на столе была «кутья», то есть каша из разваренных хлебных зерен, подслащенная медом, растворенном в воде.
Кутья
Перед праздничной трапезой хозяин дома брал горшок с кутьей, трижды обходил с ним вокруг своей избы, выбрасывал три ложки кутьи в дверь на улицу, символически угощая духов и приглашая мороз есть кутью возгласом: «Мороз, мороз ходи кутью есть, кутья стоит на покути, а узвар пошел на базар!».
Рождественский и крещенский сочельники были постными днями и кроме традиционной кутьи варили грибной соус и компот, в простонародье называемый «узваром».
Добрий вечір тобі,пане-господарю...