Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся                          В. Ключевский

64. Языческие праздники, колядование

Умудренная опытом борьбы с языческими праздниками и видя безрезультатность свои проповедей о том, что языческие боги не существуют, русская православная церковь пошла на уступки обрядовой стороне народных празднеств и признали существование всех языческих богов, объявив их бесами.

Образы домового, водяного, лешего стали сливаться с образом беса.

Игры, песни, пляски, хороводы, широко распространенные в народе при всяких народных празднествах православная церковь объявила греховным делом, бесовским занятием.

Наиболее других греховным делом считалось скоморошество, ряженье и гадание.

В своем рвении искоренить народные праздники православное духовенство нередко доходило до челобитных об издании святительских, княжеских и царских указов о воспрещении «игр бесовских» под страхом суровых наказаний.

Особенно не нравилось духовенству то, что за скоморохами «ходили сонмами великие народа, и многие давали мзду слугам сатанизма», как дословно указывалось в одном из духовных доносов.

Поэтому, после внедрения христианства церковь увязала колядование с евангельским мифом о появлении Вифлеемской звезды и христотславием. Языческое колядование было заменено хождением христославов со звездой из дома в дом с пением не колядских, а духовных песен и не в сочельник, а в самый день Рождества Христова, то есть 25 декабря (ст. стиля).

 

                        Trutovsky Kolyadki Malorossii

Константин Трутовский. Калядки в Малороссии

На Коляду принято рядиться в различные образы - духов, зверей (одевали маски, тулупы шерстью наружу) и с музыкой, песнями ходить по домам собирать угощения (колядки). Тут же мы узнаём и о некой примете: Тот, кто подаст колядующим - тот и жить будет в достатке весь год, ну а кто не подаёт...

Происходит это обычно так. Ближе к вечеру люди собираются в отдельные группы и идут по улицам с песнями, шутками и звездой на длинной палке. Звезда эта тоже символизирует возрождающееся солнце, которое поворачивает на весну. Делали её обычно восьмиконечной, из бумаги, раскрашенной красками и освещённой свечкой, которую ставили внутрь. Один из колядующих несёт мешок для даров. Ряженые люди подходят к окнам дома, к входной двери, или (если это разрешают хозяева) прямо в дом и поют специальные песни-колядки. (http://web-kapiche.ru/91-kolyada-prazdnik.html)

 

Колядка Во Вифлиємі нині новина Оксана Лісовська

 

 

Колядка Що то за предиво Оксана Романюк

 

В городе к славлению Христа широко привлекались дети, которые в день Рождества рано утром ходили из дома в дом и славили Христа стихами, составленными народом, которые назывались «виршами». Содержание этих виршей обычно не противоречило целям духовенства.

 

Germaschov So Zvezdoy

М. Гермащев. Со Звездой

 

Колядки Щедрівки Ukrainian folk carol

  

Вот образцы этих произносимых детьми виршей:

«Христос народился, свет просветился,

Мертвые ликуют, в церквах празднуют.

Празднуйте ныне в доброй године.

Пташечки летают, весело спевают,

Песни их гласны, младенцам прекрасны.

Того и вам, хозяин, желаем,

И с праздником Рождества поздравляем!»

 

В период польско-литовского владычества городом Мглин эти рождественские вирши детей изменились, приняв следующее содержание:

«Пресвятая панна, на небо забрана,

Христа породила, в ясли положила,

Пришли волхвы, принесли дары,

Мы эти дары волхвов принимаем,

А вас с Рождеством Христовым поздравляем,

Здоровья и счастья желаем!»

 

Хозяева домов детей-виршевников одаряли мелкими деньгами. Таков был обычай.

 

Vasvecov Skomorochi 2

Аполлинарий Васнецов. Скоморохи

 

 

Andriolli Vozhdeniekozuy

М. Андриолли. Вождение козы в барском имении

Песни календарного цикла открываются щедровками (щедровка — разновидность святочной поздравительной песни, характерная для западно-русской традиции и Украины), исполнявшимися вечером перед старым Новым годом (с 13 на 14 января), во время хождения щедрующих по избам. За пение по обычаю давали угощения или деньги. Если же ходили с «козой» (ее роль исполнял человек с вымазанным грязью лицом и «рогами» из картона), то пели специальную песню «Го-го-го, коза», произносили также шутливые стишки (например, «Мы козу привели».). – Мерзляковские фолклорные экспедиции.

 

Го-го-го коза.   Исп. Асташенко М. Е. , деревня Быковка

Мы козу привели.   Исп. Губка М., село Новая Романовка

В позднейшие времена в рождественских виршах слова религиозного содержания начали выпадать, ходить с виршами стали более молодые дети, которым трудно было запомнить длинные вирши, и ко времени Октябрьской революции они упростились до того, что свелись к простому выпрашиванию денег виршевниками.

Примером этому могут служить следующие стихи – вирши, произносимые мальчиками:

 

1. «Я маленький хлопчик

Взлез на стопчик

В дудочку играю

Христа забавляю

И вас с праздником поздравляю!

А вы паны, знайте –

Копеечку дайте!»

 

Рождественские колядки 

  

А вот еще более краткие варианты виршей мальчика и девочки:

2. «Я маленький дрок

Коло пана скок

А чего я скачу?

Копеечку бачу!»

 

3. «Я маленькая мошка,

Влетела в окошко,

А чего я влетела?

Копеечку захотела!»

 

Распространенным святочным обрядом было «колядование» в честь бога мира и торжеств – Коляды, совершаемое вечером в рождественский сочельник пением колядских песен под окнами зажиточных хозяев, получая за это разные дары, а чаще всего свиные колбасы.

Semochkin Kolyada

 

Святозар Семочкин. Коляда

Коляды — очень древний языческий праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. Так получилось, что с приходом христианства на славянские земли, произошедшим в раннем Средневековье, церковь начала активно бороться со старой религией. На местах капищ — языческих храмов — строились христианские церкви, языческие праздники заменялись христианскими. Примерно то же получилось и с Колядами. На время зимнего солнцестояния — а это главная «причина» празднования — выпадает рождение Иисуса Христа. А поэтому неудивительно, что Коляды ассоциируются с Рождеством и переняли много христианских традиций. Между тем это был праздник Бога неба — Даждьбога, ведь после зимнего солнцестояния день становится длиннее и солнечнее. Значит, Даждьбог уже  проснулся. Зима обязательно закончится, и придет пора тепла и работы.
Очень многие даже из тех, кто слышал про колядки, не знают, что обозначает слово «Коляда». Коляда — от уменьшительно-ласкательного «коло», обозначающего солнце-младенца. Оно представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького ребенка пол еще не играет никакой роли, тем более что само солнце у нас среднего рода. Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, точнее, из поэтического представления о рождении маленького солнца. И это новорожденное солнце открывает новый год, символизирует солнце будущего года. Стоит сказать, что это древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год» и на открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают его в виде мальчика, летящего в космос.
(http://druidgor.narod.ru/slav_prazd/slav_prazd02.1.1.html).

 

 

Ірина Федишин - Україна колядує

 

 

 

Распространенной песней праздника Коляды была следующая:

«Коляда, коляда,

Пришла коляда!

Накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем дворам, по переулочкам.

Нашли Коляду

У Петрова-то двора.

Петров-то двор – железный тын,

Среди двора три терема стоит.

В первом терему красно солнце,

В другом терему – светел месяц,

А в третьем терему – частые звезды;

Светел месяц – Петр-сударь,

Свет Иванович;

Красно солнце – Анна Кирилловна;

Частые звезды – то дети их.

Здравствуй, хозяин с хозяйкой.

На долгие веки, на многие лета!!!»

 

Славянская певица Млада. Коляда-маляда 

 

 

А вот другая распространенная колядская песня:

«За рекой, за быстрою,

Ой колядка, ой колядка!

Леса стоят дремучие;

В тех лесах огни горят великие,

Вокруг огней скамьи стоят,

Скамьи стоят дубовые.

На тех скамьях добры молодцы,

Добры молодцы, красны девицы

Поют песни колядушки,

Ой колядка, ой колядка!...»

 

Колядка Так рано-раненько Ірина Лончина

 

Известный историк Н.М. Карамзин в своей истории государства российского писал: «Декабря 24-го язычники русские славили Коляду – бога торжеств и мира. Еще в наше время накануне Рождества Христова дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина дома и его семью в песнях, творят коляды и просят денег. Коляда есть замечательное явление в преданиях наших славянских предков».

В настоящее время от этих преданий сохранились лишь одни песни и то в очень редких местах нынешней Украины, где в большей мере верили в бытие Коляды, чем в других местах Руси.

В христославлении большую активность проявляло само духовенство, и в городе и на селе, так как это для него было крупным источником дохода.

В результате обхода домов с кратким молебном, духовенство в рождественские праздники собирали целые подвалы продуктов и крупные суммы денег. Собранная дань называлась «колядою», а обход домов с молебном – «колядованием».

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

no events

Сегодня событий нет

.