65. Святочные гадания
Религиозные праздники с их монотонным богослужением, с тусклым мерцанием свечей и лампад, с бесконечным повторением хором «Господи, помилуй» и «подай Господи», конечно, не смогли сравняться с буйным весельем настоящих народных празднеств, не могли удовлетворять душевных потребностей широкой и многогранной натуры русского человека.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости. Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,
Она дрожала и бледнела.
Когда ж падучая звезда
По небу темному летела
И рассыпалася, – тогда
В смятенье Таня торопилась,
Пока звезда еще катилась,
Желанье сердца ей шепнуть.
Когда случалось где-нибудь
Ей встретить черного монаха
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
В. Ивснов. Чернобог
Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года. Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
Во многих славянских традициях первая неделя Святок считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. Иногда «святой» считалась только первая неделя: «Сьвяты́и вэчори́ — до Нового року, а посли Нового года — шчо́дрыи вэчори́». На Русском Севере первая неделя Святок называлась святые вечера, а вторая — страшные вечера. Вместе с тем, Святки воспринимаются как единый цикл, о чём свидетельствует не только состав обрядов и их мифологическое содержание, но и единая терминология, например: Перша кутья 'Рождественский сочельник', Друга или Середня кутья 'канун Нового года', Трэтья или Последняя кутья 'канун Крещения' (полес.); ср. также: «Три Коляды у нас было. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная». (Википедия)
Коляда - древний славянский праздник
Святки
Святочные гадания — гадания, проводимые в период зимних святок (с Сочельника по Крещение). Наиболее благоприятным временем для гадания у восточных славян считались Рождественский, Васильевский и Крещенский вечера — переломные, пограничные периоды, наиболее опасные, когда нечистая сила особенно сильна (зимние святки). На Украине чаще всего гадают в Рождественскую ночь, в Сибири же в Васильев вечер (под Старый Новый год). (Википедия)
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость, сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Поэтому, вопреки официальному запрету церкви устраивать в праздничные дни различные игры, гадания, гуляния, хороводы, песни и пляски, скоморошество, ряженье, катанье на лошадях и качелях, простой народ продолжал все эти увеселения и обряды, крепко вошедшие в их быт.
В праздничные дни народ любил одеваться нарядно, пестро, красиво. Дома и на улице раздавались веселые звуки свирели, дудки, балалайки, гармошки.
Повсюду слышались святочные, хороводные, свадебные, семейные и удалые песни и пляски.
Хорошо понимая это, и не смогши вытравить созданные веками народные обряды и обычаи, православные церковники принуждены были древнеславянские языческие святки и коляду, празднуемые зимой слить с церковным праздником Рождества Христова и Крещения, языческие весенние праздники сгруппировать вокруг христианской пасхи, летние слить с Троицей, днем Ивана Купалы, днем Петра и Павла, днем Ильи-пророка, в осенние – сохранить в виде спасов, праздников зажинок, ожинок, Покрова дня и Николы-зимнего, включив в эти церковные праздники очень многие элементы древних языческих обычаев и обрядов, придав им только христианскую оболочку.
Среди святочных увеселений было распространено гаданье, возникшее на почве стремления наших предков предвидеть будущее и даже магически повлиять на него. Занимаясь земледелием, как основой своего производства люди хотели знать заранее, каков будет урожай. Для этого, из принесенного в избу на святки снопа необмолоченной ржи или клока сена, гадающий зубами вытаскивал соломинку или травинку. Вытянутый полный колос с зерном предвещал урожай хлебов, а длинная травина – хороший укос сена.
Алексей Венецианов. Гадание на картах
Гадание на картах. Перед сном кладут под подушку четырех королей и говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне». Если приснится пиковый король — жених будет стариком и ревнивцем, король червонный означает молодого и богатого, крестовый — жди сватов от военного или бизнесмена, а бубновый — от желанного. (Википедия)
Во время зимних святок совершались обряды магического свойства, которые могли повлиять на будущий урожай и плодородие. В святки гадали на суженых и предпринимали первые шаги к заключению браков. В 1838 году в «Песнях русского народа» И.Снегирев* писал: «Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на святках: в эти дни все русские веселятся. Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели – к сближению суженых». Святочный цикл включал в себя посещение дома ряжеными, гадания девушек. Во время святочного гадания «на сон» под подушку кладут различные предметы, в основном – зеркало.
В более позднее время обычай гадания сохранился среди молодежи, особенно среди девушек и свелся к стремлению узнать свою судьбу, узнать или увидеть своего суженного.
Способы гаданья были разные: гадали перед зеркалом, под новый год спрашивали первого встречного имя суженного, зажигали на блюде бумагу и по теневому изображению на стене угадывали будущее.
Николай Пимоненко. Святочные гадания о судьбе по теням
Гадание о судьбе по теням. Этот вид гадания в силу своей простоты весьма распространен в современной девичьей среде. Девушка поджигает смятый ею бумажный лист, а затем рассматривает тень от сгоревшей бумаги. Каждый берет чистый лист бумаги, комкает его, кладет на блюдо или на большую плоскую тарелку и поджигает. Когда лист сгорит или почти сгорит, с помощью свечи делается его отображение на стену. Внимательно рассматривая тени пытаются узнать будущее. (Википедия)
Другие способы святочных гаданий хорошо описаны в известном стихотворении:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Жуковский В. А.
Русскеий обычай. Подблюдные гаданья
Русский обычай. Подблюдные гадания 2.
Юрий Сергеев. Ночные гадания. Святки
Гадание с петухом. В одну тарелку насыпается зерно (или кладутся деньги), в другую наливается вода, рядом кладется зеркало, иногда приносится курица. Петух, подошедший к зеркалу, символизирует красоту и нежность будущего жениха, подошедший к зерну или деньгам — его богатство, к воде — склонность к пьянству, если петух подходит к курице, значит, жених будет «бабником». (Википедия)
К. Брюллов. Гадающая Светлана
Гадание с зеркалами на вызывание образа будущего жениха. Это хорошо известное из литературы гадание нередко используется и сейчас. Девушка садится в темноте между двумя зеркалами, зажигает свечи и начинает вглядываться в «галерею отражений», надеясь увидеть своего жениха. Лучшим временем для этого гадания считается полночь. (Википедия)
Канун нового года считался «богатой кутьей», так как в этот день христианской религией не воспрещалось скоромная пища, и праздничный стол новогоднего сочельника изобиловал специально приготовленными колбасами и другими яствами, которыми щедро наделялись «щедровники», то есть певцы колядских песен под окнами жителей города вечером под Новый год.
Вот текст одной из колядских песен, которую распевали щедровики вечером под Новый год в городе Мглине под окнами жителей лет 50 – 60 тому назад:
По торгу ходил, коника водил,
Святый вечер добрым людям! (припев)
Коника водил в лавки заходил
Святый вечер добрым людям! (припев)
В лавки заходил, подарки купил
Святый вечер добрым людям! (припев)
Ой, красна. Красна роза в огороде,
А красней того Маша во всем роде.
Святый вечер добрым людям! (припев)
Как приехал к ней, молодой Манюше,
На добром коне молодец Ванюша.
Святый вечер добрым людям! (припев)
И привез он ей, зазнобе своей,
И вручил он ей три подарочка.
Святый вечер добрым людям! (припев)
Перво-наперво перстень с золота,
Шелковый платок – во вторую редь.
Святый вечер добрым людям! (припев)
В третью редь – дал венец золотой,
Ты носи, носи, помни обо мне.
Святый вечер добрым людям! (припев)
Помни обо мне, не теряй нигде,
Только в праздники надевай себе.
Святый вечер добрым людям! (припев)
Как прибралася, нарядилася
Красна девица Марья Ивановна.
Святый вечер добрым людям! (припев)
И пошла она, свет Ивановна,
До церквушки в светлый праздничек.
Святый вечер добрым людям! (припев)
Как взошла она на церковну паперть,
Ганки обломилися, люди удивилися.
Святый вечер добрым людям! (припев)
Вы раздайтися, раступитеся!
К нам царевна идет на заутреню!
Святый вечер добрым людям! (припев)
Не пужайтеся, не царевна я!
Со Мглина я – Марья Ивановна.
Святый вечер добрым людям! (припев)
А прибралася я волей мил-дружка,
По завету Ванечки свет Никитича.
Святый вечер добрым людям! (припев)
Перстнем золотым буду обручаться,
В золотом венце буду с ним венчаться.
Святый вечер добрым людям! (припев)
А в замужестве косу русую
Я покрою платком шелковым.
Святый вечер добрым людям! (припев)
И с Иваном свет Никитичем
Заживу я припеваючи.
Святый вечер добрым людям! (припев)
А хозяину и хозяюшке
Мы желаем добро здравия
И щедруя поздравляем
С Новым годом, с новым счастием!..
Щедрую, щадрую, калядки чую. Исп. Хвистунова Н. С. , село Старая Романовка