Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся                          В. Ключевский

66. Крещенские обряды

В быту верующих города Мглина рождественские святки завершались праздником Крещенья (6 января по старому стилю). Канун этого праздника, или так называемая «крещенская кутья», была постным днем, и праздничный стол состоял из тех же обрядовых блюд: «кутьи», то есть каши из разваренных хлебных зерен, подслащенных медом, грибного соуса и фруктового компота, в простонародье называемого «узваром».

                        Kreschenie a

Иоахим Патенир. Крещение Христа

 

Kreschenie Rusi

И. Эггинк, Великий князь Владимир избирает религию, 1822 г.

Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.) Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:

«Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!»

(Википедия)

При вечерней трапезе, горшок с кутьей уже не выносился во двор и не обходили с ним трижды вокруг избы, но во время еды мороз по-прежнему приглашался есть кутью тем же возгласом хозяина дома: «Мороз, мороз, ходи кутью есть. Кутья стоит на покути, а узвар пошел на базар!».

 

olshanskiy morozko

Борис Ольшанский. Морозко

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали

И им сулили каждый год

Мужьев военных и поход.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

По поверьям наших предков в этот вечер был особенно велик разгул нечистой силы, которая к моменту Иорданского водосвятия Иваном Крестителем сгонялась обратно в ад, чтобы расчистить путь святому духу, слетающему на голову Христа в виде голубя в момент его крещения на Иордане.

 

Kreschenie c

Крещение Христа. Музей в Лионе, 1630 г.

 

Kreschenie 2

Крещение - один из главных праздников в православной церкви. Установлен в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается православными верующими 6(19) января церемонией освещения воды. С Крещением связаны многие приметы.

По старинной примете сельскохозяйственного опыта, если вечером под Крещенье ярким светом блестит на небе звёздная россыпь алмазная, хорошо в этом году овцы будут ягниться: «Яркие крещенские звёзды породят белые ярки («ярка» - овечка)!». «Коли на воду (на иордань) пойдут в туман, хлеба будет невпроед много», - говорил народ. «Снег хлопьями – к урожаю, ясно – к недороду», «В крещенский полдень синие облака – к урожайному году».

«Коли в Крещенье собаки много лают, - будет вдоволь всякого зверя и дичи», - замечают охотники.

«Если заметёт на Крещенье метель – будет снегом снежить чуть ли не до самой Святой», «Коли прорубь на иордани полна воды – разлив велик будет», - говорили приметливые погодоведы.

Суеверные люди ограждали себя от всякой нечистой силы и злых духов тем, что писали мелом или углем кресты на воротах, дверях и окнах своих жилищ и тем, по их понятиям, якобы препятствовали им хорониться во дворах и избах.

Крещенский вечер был излюбленным временем всевозможных гаданий.

В самый день Крещенья (6 января по ст. стилю) главным церковным обрядом было освещение воды на проруби реки Судынки «на Иордане», где служился специальный торжественный молебен и куда из церкви шел большой крестный ход с иконами и хоругвями во главе с духовенством в богатых золоченых ризах и всем церковным клиром.

 

Kustodiev Kreschenskoe Vodosvyatie 2

Борис Кустодиев. Зима. Крешенское водосвятие

 

"Ах, няня, няня, я тоскую,

Мне тошно, милая моя:

Я плакать, я рыдать готова!.."

– Дитя мое, ты нездорова;

Господь помилуй и спаси!

Чего ты хочешь, попроси...

Дай окроплю святой водою,

Ты вся горишь... – "Я не больна:

Я... знаешь, няня... влюблена"

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Святая вола – вода, освященная в церкви, особенно в Крещение. Святая вода считается наделенной божественной силой, ей в народной медицине приписывается целительная способность, она защищает от различных болезней и от «сглаза». Няня Татьяны хочет уберечь ее от «дьявольского наваждения» - любви.

В городе на соборной площади перед крестным ходом на Иордан (реку Судынку) обычно в предреволюционные годы устраивался воинский парад под командой уездного воинского начальника для демонстрации трогательного единства гражданской власти и религии, самодержавия и церкви.

После молебного водосвятия на реке, празднично и нарядно одетый в лучшие свои одежды народ идет и едет на реку, на Иордан, за священной водой и хранит эту воду, приписывая ей магическую силу очищения человека от грехов путем умывания этой водой или купания в Иордане – речной проруби льда, несмотря на сильный мороз.

В настоящее время, с закрытием церквей ни крестных ходов, ни освящения воды, ни воинских парадов не производится. Одно лишь катанье на разряженных лошадях – любимый обычай наших предков в крещенский праздник – сохранился и до сего времени в городе Мглине, как древний обряд русского народа.

Цикл зимних празднеств и увеселений заканчивался масленицей, то есть неделей перед великим постом. Весело проводили наши предки масленицу!

 

Maslenica Solomatkin Leonid Ivanovich

Леонид Соломаткин. Масленица

 

 

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюда по чинам.

 

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

 

Русские блины - основное блюдо масленичного стола. Слово имеет общеславянское происхождение, буквально означает «приготовленное из молотого зерна». Еще с языческих времен блин был символом солнца, ритуальное съедание блина - во славу весны, плодородия земли, ведет свое начало от жертвенного хлеба древних язычников: издревле круг считался знаком солнца. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов из пшеничной муки, больших – во всю сковородку или маленьких – с чайное блюдце, тонких и лёгких. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и другие. Первый блин, выпекаемый на масленичной неделе, клали «для душ родительских». В «Евгении Онегине» Пушкин упоминанием масленицы и русских блинов подчёркивает традиционность быта Лариных.

 

Русские праздники -  Масленица

 Maslenica  Gruzinskiy Petr Nikolaevich 1889

Петр Грузинский. Масленица

 

Замечательно описал ее наш поэт Вяземский П. в своем стихотворении «Масленица» на чужой стороне. Я приведу лишь выдержку из этого стихотворения:

«Скоро масленице бойкой

Закипит широкий пир,

И блинами и настойкой

Закутит крещеный мир….

         В честь тебе и ей Россия

         Православных предков дочь

         Строит горы ледяные

         И гуляет день и ночь.

Игры, братские попойки,

Настежь двери и сердца,

Пляшут бешенные тройки,

Снег топоча у крыльца.

         Вот взвились и полетели,

         Что твой сокол в небесах!

         Красота ямской артели,

         Вожжи ловко сжав в руках.

В шапке, в синем полушубке

Так и смотрит молодцом,

Погоняет закадычных

Свистом, ласковым словцом.

         Мать дородная в шубейке

         Важно в розвальнях сидит.

         Дочка рядом в телогрейке,

Словно маков цвет горит.

Яркой пылью иней сыплет

И одежду серебрит…

         Мчится вихрем без помехи

         По полям и по рекам

         Звонко щелкает орехи

         На веселие зубкам.

Пряник, мой однофамилец,

Также тут не позабыт,

А наш пенник, наш кормилец,

Сердце любо веселит.

         Разгулялись город, села,

         Загулял и стар и млад,

         Всем зима – родная гостья,

         Каждый масленице рад.

Нет конца весельям, кликам,

Песням, удали, пирам –

Где тут немцам – горемыкам

Вторить нам, богатырям?

         Сани здесь – подобной дряни

Не видал я на веку,

         Стыдно сесть в чужие сани

         Коренному русаку.

Нет красавица, не место

Здесь тебе, не обиход,

Снег здесь – рыхленькое тесто,

Вял мороз, и вял народ….

         Чем почтить тебя, сударку?

Разве кружкою пивной,

         Да копеечной сигаркой,

         Да копченой колбасой?

С пива только кровь густеет,

Ум раскиснет, и лицо,

То ли дело как прогреет

Наше рьяное винцо.

         Выпьет чарку – чародейку

         Забубенный наш земляк –

         Жизнь – копейка! Смерть – злодейку

         Он считает за пустяк….

Немец к мудрецам причислен,

Немец дока до всего,

Немец так глубокомыслен,

Что провалишься в него.

         Но по нашему понятью,

         Если немца взять врасплох,

         А особенно зимою –

         Немец, - воля ваша, - плох

Начиная с середины и до конца масляной недели был обычай, так называемый «волочить колодки». Для организации веселой пирушки в эти дни всякому неженатому мужчине, незаметно для него, знакомыми женщинами или девушками привязывалась к руке или ноге деревянная колодка, которая отвязывалась лишь после того, когда мужчина откупался, то есть вносил деньги на покупку вина или водки для общей пирушки.

Из обрядовых блюд на масляной неделе были всевозможные молочные продукты, традиционные гречневые блины и рыбные продукты и консервы. Многие из этих традиционных обрядов и обычаев в чистом или измененном виде сохранились и до сего времени.

Широкая Масленица

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

no events

Сегодня событий нет

.