67. Кулачные бои в г. Мглине
Говоря о нравах и древних обычаях наших предков в период рождественских святок, было бы большой ошибкой не сказать о кулачных боях, происходящих в городе Мглине.
В своей известной поэме «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов описывает одиночный кулачный бой молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова во времена царя Ивана Грозного уже как твердо установившийся обычай кулачных боев, а не как эпизодический случай.
Николай Голиков Песня про купца Калашникова. 1955 г.
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.
Виктор Васнецов Кулачный бой. Илл. к поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова".
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору,
Под смолистый под корень подрубленная.
М.Ю.Лермонтов "Песня про купца Калашникова".
Когда же впервые начали происходить кулачные бои в городе Мглине и при том не одиночные, а групповые, массовые, установить трудно, но, несомненно, что кулачные бои такого порядка, как традиционный рождественский обычай, своим происхождением относится к глубокой древности.
Известно только, что теперешние 80 летние старики города Мглина сами очевидцами их не были и что, примерно, 100 – 120 лет тому назад кулачные бои в городе Мглине еще процветали.
Поэтому о них мне приходится писать по рассказам своего дедушки и своего отца, очевидцев их, умерших давно и в глубокой старости.
Происходили кулачные бои на рождественских святках на расчищенном от снега льду в то время широкой реки Судынки.
Борис Кустодиев Кулачный бой на Москва-реке, 1897 г.
Богатырская Россия
У тебя желанье есть –
Люд честной потешить силой,
Душу русскую отвесть.
Свистни сочно, залихвасто,
В чисто поле позови,
Выводи сынов вихрастых
На кулачные бои.
Языкастая Россия,
Их покличь раным-ранО!
Выйдут ушлые, босые,
Подбоченясь озорно.
И пойдут стеной на стенку
Удалые мужики.
Кто под дых, кто под коленку
Раздавая тумаки,
По загривку, в упоенье,
Только слышно «э-эх» и «ох»,
И досадное пыхтенье
Вдрызг расквашенных носов.
Сыплют крошевом зубовным,
(Развлеченьице – под стать!)
Вспоминают крепким словом
Душу, Господа и Мать
«Эх, ты, силушка родная,
Выручай, ядрёна вошь!» –
И молотят, подминая:
«Врёшь, вражина, не возьмешь».
Лепота – поднять героя
У девчонок на виду
И кружить над головою:
«Осторожней, зашибу!»
Бросить вниз, как сноп пшеничный,
Зыркнуть гордо, свысока,
И набычиться вторично
На встающего врага.
Разнимать бойцов не нужно,
Вот закончат обмолот,
И пойдут, обнявшись дружно.
Им не нужен укорот.
Только пришлые вздыхают:
«Ты попробуй их пойми,
Что за невидаль такая
Рукопашные бои?»
Не понять им, в чём охотка?
Горячат младую кровь
Пляска, водка да молодка
Да к побоищам любовь!
Ольга Киевская. 2010 г.
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post207881330
Стеношные бои и другие русские забавы на Масленицу
Полем боя было довольно большое пространство реки: от Спасского моста до так называемого «второго широкого» реки (что против бывшего дома Потаповича в направлении Слободы).
Эти два крайних пункта реки служили финишем боевого состязания кулачников. Цель этих боев было потешить праздно гуляющую городскую публику, показать свою силу и молодецкую удаль, что вполне гармонировало с широкой русской натурой.
Бои назывались кулачными, так как биться могли по строго соблюдаемым правилам только простыми, ничем не вооруженными кулаками и без применения каких бы то ни было хитрых приемов, подножек и прочего. Лежачих не били, не били и тех, кто выходил за берег реки, так как они выходили совсем из строя бойцов без права дальнейшего участия в бою.
Федор Солнцев. Кулачный бой, 1836 г.
Центральным стартовым местом кулачных боев было место реки Судынки около моста по Суражской улице (около нынешней коммунальной бани), где на расчищенном от снега месте зеркального льда реки ежегодно устраивался каток для конькобежцев и где на рождественских праздниках для увеселения публики играл городской духовой оркестр.
Коммунальная баня. Фото Виталия Черенцова
Сюда в погожий воскресный день рождественских святок собирался празднично одетый городской народ разных сословий и разного возраста, как говорят, и стар и млад, для гуляния и времяпровождения, так как других, доступных всем сословиям, общественных мест в городе не было.
Здесь были и хлебопашцы, и ремесленник, и служилые люди; сюда в качестве зрителей и болельщиков собиралась и городская интеллигенция; сюда в богато убранных зимних возках на разряженных рысаках и тройках приезжала городская купеческая и служилая знать: предводитель дворянства, воинский начальник, исправник и другие, власть имущие.
Независимо от возраста, сословий и занятий участники кулачных боев разделялись на два условно враждебных лагеря: Спасовцев и Заозеровцев по признаку принадлежности к тому или иному церковному приходу.
Прихожане Преображенской и Воздвиженской церкви назывались Спасовцами, а прихожане Богоявленской церкви и Успенского собора – Заозеровцами. Такое деление по числу участников горожан в кулачных боях и по силе было приблизительно равновелико, что постепенно вырабатывалось временем.
Кулачный бой обычно завязывался боем мальчишек враждебных лагерей – Спасовцев и Заозеровцев. Когда одна сторона явно брала верх, на подмогу им вступали в бой взрослые обеих сторон, стараясь восстановить равновесие в силе и не допустить позорного поражения своей стороны.
Бой разгорался, мальчишки выходили из строя и в дальнейшем на поле боя оставались одни лишь взрослые и пожилые мужчины обеих сторон. Со всей силы и всего размаха кулачные удары по спине, груди и голове сбивали с ног противника. Оправившись от удара и не выходя из поля боя, поверженный вновь вставал, и вновь вступал в бой, выбирая себе противника по своей силе и ловкости.
Дмитрий Холин Зимняя забава. Кулачный бой. 2007 г.
Стеношный бой. Масленица 2011. Петербург. Грунтовский
Наконец, терпя поражение, та или иная сторона принуждена была отступать, нуждаясь в подкреплении.
Если подкрепление поступало, и перевес боя склонялся на другую сторону, в подмогу терпящим поражение вступали новые свежие силы этой стороны, и под аплодисменты зрителей и под подбадривающие возгласы болельщиков, бой разгорался с новой силой и продолжался до тех пор, пока сильнейшая сторона не загоняла другую сторону до финиша реки.
Тогда бой оканчивался. Побежденные участники кулачного боя, кто с разбитым до крови носом или лицом, кто с синяком под глазом и неизбежными ссадинами на спине и других частях тела с позором расходились по домам прямо с поля боя, не заходя на стартовое место.
Победители же, нередко даже с более серьезными телесными повреждениями, торжественно возвращались к стартовому месту реки около Суражского моста, где встречали их аплодисментами и одабривающими криками зрители и особенно болельщики победной стороны.
Когда старшина кулачников, с шапкой обходя зрителей, собирал добровольное денежное пожертвование в пользу победившей стороны, городской оркестр играл туш. Собранные деньги не делились между участниками боя, а тратились на организацию общественной пирушки взрослых победителей.
На обязанности старшины кулачников было наблюдение за строгим соблюдением участниками правил кулачного боя и удаление из поля боя нарушителей этих правил.
По рассказам очевидцев, последним старшиною кулачников в городе Мглине был горожанин Лакузо Иван Прокофьевич, человек пожилой, обладающий настоящей богатырской силой. Рассказывали, что он поднимал с каменного постамента чугунную пушку, стоящую на городской площади, весом в 11 пудов, ручным бросом на землю катал мельничные 5-ти пудовые жернова и прочие.
Из-за предосторожности, к кулачным боям он не допускался, но как старшина, он был совершенно незаменим, особенно тогда, когда нужно было удалить с поля боя какого-либо нарушителя правил. Обычно он брал нарушителя за одежду, поднимал его на высоту своего среднего роста и забрасывал его, как мяч за берег реки в рыхлый снежный сугроб, стараясь не причинить ему телесных повреждений.
Такой его расправы все участники боялись, а это в значительной мере способствовало соблюдению правил кулачного боя.
Кулачные бои начинались обычно в полдень и в короткий зимний день нередко заканчивались к заходу солнца. И только в сумерках расходились и разъезжались зрители этого старинного рождественского обычая кулачных боев, о которых сохранились лишь предания по рассказам давно уже умерших очевидцев.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи