68. Места культурных развлечений населения: городские вечеринки и деревенские посиделки
В предреволюционное время в городе Мглине кроме городского парка да небольшого дворянского клуба служащего местом картежной игры только дворян, никаких других общедоступных культурных мест и учреждений не было.
Городской парк площадью около 4-х десятин, содержимый на средства городской управы и считавшийся лучшим парком уездных городов Черниговской губернии, был единственным местом культурных развлечений только в летний период времени.
Старая ограда горсада, фото Елены Махлиной
Прекрасные березовые и липовые аллеи парка, по краям окаймленные сплошным бордюром подстриженной желтой акации, дороги на тенистых аллеях и клумбы цветов на пересечениях дорог, а также удобные скамейки для сидения содержались в чистоте и должном порядке.
В центре парка на специально оборудованной возвышенности находилась эстрада для городского духового оркестра, который играл вечерами три раза в неделю, помимо предпраздничных и праздничных дней, а также дней, специально устраиваемых в парке гуляний и фейерверками и любительским струнным оркестром.
Вход в парк был платный: сезонный билет на право входа в парк стоил 50 копеек, на разовый вход – 5 копеек, в разовый билет на гуляние – 10 копеек. Получая доход от парка, городская управа имела постоянного штатного сторожа, который ведал делами парка и ухода за ним.
Центральная аллея парка освещалась керосиновыми фонарями, а три аллеи парка были темными. В парке имелся летний театр, довольно обширный, с электроосвещением.
При театре был буфет, содержимый на средства частного владельца театра П.Н. Савченко. В летний период времени приезжие труппы преимущественно украинских артистов ставили драматические спектакли, которые охотно посещали горожане.
Зато в холодное, зимнее время, кроме небольшого помещения иллюзиона с громким названием «Эдем», принадлежащего тому же частному владельцу Савченко П.Н., никаких других культурных учреждений не было. В этом иллюзионе в дни праздников демонстрировались немые кинофильмы. За недостатком мест и при одном сеансе зимний иллюзион «Эдем» не мог обслуживать культурные запросы жителей города, поэтому, в длинные зимние вечера рождественских святок городская молодежь развлекалась хождением по главной улице города Смоленской (ныне Ленинской» и гуляли на вечеринках, устраиваемых компаниями девушек в своих домах с приглашением молодых людей – кавалеров, а также гармониста. На этих городских вечеринках молодежь организовывала танцы, песни, игры в «соседа», разные фанты и хороводы.
Алексей Саврасов. Хоровод в селе, 1873-1874
Распространенными танцами были: кадриль, вальс, полька, мазурка, помпадур, падиспань, чардаш, лезгинка, полька-кокетка. Танцы обычно заканчивались «русской» либо украинским гопаком.
Федот Сычков. Танец,
Из хороводных игр особенно распространенными были весьма древняя игра в «прососеяние», в «царевича – королевича», в «подушечку».
Игра в «прососеяние» сопровождалось следующей хороводной песней:
«А мы просо сеяли, сеяли
Ой Дид, Ладо, сеяли, сеяли! (поют мужчины)
А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой Дид, Ладо, вытопчем, вытопчем (поют женщины)
А чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой Дид, Ладо, вытоптать, вытоптать!
А мы коней выпустим, выпустим,
Ой Дид, Ладо, выпустим, выпустим!
А мы коней переймем, переймем,
Ой Дид, Ладо, переймем, переймем!
А чем же вам перенять, перенять?
Ой Дид, Ладо, перенять, перенять!
Шелковым поводом, поводом
Ой Дид, Ладо поводом, поводом!
А мы коней выкупим, выкупим
Ой Дид, Ладо выкупим, выкупим!
А чем же вам выкупить, выкупить?
Ой Дид, Ладо выкупить, выкупить!
А мы дадим сто рублей, сто рублей;
Ой Дид, Ладо сто рублей, сто рублей!
Не надо нам тысячи, тысячи;
Ой Дид, Ладо тысячи, тысячи!
А что же вам надобно, надобно?
Ой Дид, Ладо надобно, надобно!
Нам надо девицу, девицу
Ой Дид, Ладо девицу, девицу!
А какую вам надо девицу, девицу?
Ой Дид, Ладо девицу, девицу!
Нам надобно Машеньку, Машеньку!
Ой Дид, Ладо Машеньку, Машеньку!
Раскрывайте ворота, ворота!
Ой Дид, Ладо ворота, ворота!
А нашего полку прибыло, прибыло!
Ой Дид, Ладо прибыло, прибыло!
А нашего полку убыло, убыло!
Ой Дид, Ладо убыло, убыло!»
А мы просо сеяли..... (Глазов 2012)
Многие исследователи старины этой хороводной песне и игре приписывают очень большую древность, относя происхождение их ко времени наших северян и родимичей, которые в весенние праздники «красных горок» среди игры в прососеяние, вместо браков «умыкали жен себе», то есть выбирали себе невест без всякого ведома и согласия родителей уводили их в свой дом. Об обычае «умыкания жен себе» в весенний праздник «красных горок», когда производились «игры между селы» свидетельствуют древние летописи.
К более позднейшим временам относятся хороводные игры и песни «царевна-королевна» и «подушечка». Содержание их следующее:
«По загородью ходил, по загородью гулял
Царевич-королевич, царевич-королевич.
Невест выбирал, невест выбирал,
Царевич-королевич, царевич-королевич
Растворилися ворота, растворилися широко,
Царевич-королевич, царевич-королевич
Ты выйди, царевич в город, ты выйди царевич в город,
Царевич-королевич, царевич-королевич
Здесь ты встань, повернись, кого любишь поклонись,
Царевич-королевич, царевич-королевич»
Константин Трутовский. Хоровод в Курской губернии, 1860
В Мглинском районе широко представлена традиция хороводных песен, которые не были приурочены к конкретным праздникам, а пелись весной вообще (но после Пасхи). Не случайно во время этих хороводов парни выбирали себе невест. Например, в селе Молодьково нам рассказали о хороводной игре «Царь и царевна», в которой «царь» (любой парень) выбирал себе «царевну» (девушку из хоровода). «Царевна» вставала внутрь хороводного круга и пела «царю», что у нее все болит: «и ножки, и ручки». После жалоб «царевны» «царь» брал ее на руки и выносил из круга. Такие веселые игры предваряли весенние свадьбы. Покажите, люди, дорогу. Песни и обряды вБрянской области в расшифровках студентов и выпускников АМЕ при МГК, http://folk.merzlyakovka.ru/exped/e99_mglin.htm
Царь и Царевна . Исп. Ецек А. М. , Евтягина З. П. , деревня Молодьково
Еще более познейшего происхождения третья хороводная игра и песня «подушечка»:
«Летом пташки на улице
Собирают зерна и пшеницу.
На улице зерен много
Выбирай себе любого.
Припев: Подушечка, подушечка, ты ли пуховая
Молодочка, молодочка, ты ли молодая,
Кого люблю, кого люблю, того поцелую,
Пуховую подушечку тому подарю!»
Борис Кустодиев. Хоровод,
На городских вечеринках из молодых парней и девушек были только приглашенные лица.
Появлений на вечеринках неприглашенных лиц, и тем более в пьяном виде, за редким исключением не было. Все вели себя с полным приличием и достоинством.
Илья Репин. Вечеринка, 1881
Ансамбль казачьей песни Вольница - В саду при долине
Такие вечеринки в городе проводились и в другое время года, за исключением весенних и летних месяцев, а также постов.
Вместо городских вечеринок в деревнях устраивались так называемые «посиделки». Группой деревенских девушек за общий счет нанималось подходящее помещение, куда в длинные осенне-зимние вечера гурьбой собирались девушки прясть лен или шерсть.
Федот Сычков. На посиделки, 1925
Занимаясь этой работой, они распевали песни, чем привлекали на свои «посиделки» молодых парней, которые приходили часто с гармошкой и бубенцами.
Иван Куликов. Пряхи,1913
Весна и лето русского народа были горячей порой – нужно было вырастить урожай. Осенью же тяжёлая работа сменялась отдыхом. Поэтому с начала осени и всю зиму молодёжь собиралась на посиделки, беседы, вечёрки. Владимир Даль описывал это занятие как «сбор крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен».
Известный фольклорист П. И. Якушкин подробно описал посиделки недалеко от Новгорода. Девушки приходили на посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; затем приветствовали: «Здравствуйте, красные девушки!» В ответ раздавалось приветливое: «Здравствуйте, молодцы хорошие!» Многие парни приносили свечи. Парень зажигал свечку и ставил той девушке, которая нравилась. Она говорила с поклоном: «Спасибо, добрый молодец», - не прерывая работы. А если в это время пели, делала лишь поклон, не прерывая и песню. Парень мог сесть около девушки; если же место было занято другим, то, поставив свечу, отходил в сторону или садился около другой. У многих прях горело по две свечи. Разговаривали вполголоса, временами пели. Под песню шла игра-пантомима, изображавшая действия, о которых рассказывала песня. Парень, ходивший около певиц с платочком, бросал его одной из них на колени («Он кидает, он бросает шелковый-то он платочек девке на колени…»). Девушка выходила на середину, заканчивалась песня поцелуем. Теперь платок бросала девушка одному из сидящих и т.д. Бросить платок сразу же парню или девушке, который (или которая) только что выбирал, считалось зазорным. Парни на посиделках высматривали невест: «и работяща, и красива, и за словом в карман не полезет». (Википедия)
Когда уже наступала глубокая ночь, работа, песни и шутки прекращались. Девушки ложились спать на общей длинной наре или на полу, постеленному соломой или сеном, оставаясь в одном белье. Про между ними в покот ложились не раздеваясь и парни. Лампа гасилась, шутки прекращались, наступала тишина, нередко нарушаемая звонкой пощечиной озорному молодцу.
Надо отдать справедливость высокой нравственности деревенской молодежи того времени: случаев насилий над девушками со стороны парней не было, а случаи обесчещивания девушек на «посиделках» были весьма редким явлением.