1. Древний славянский город Зартый
История города Мглина уходит в далекое прошлое. Город принадлежит к числу древнейших русских поселений. Он находится на крутом берегу прежде полноводной реки Судынки, в 140 километрах от нынешнего областного горда Брянска и в 28 километрах от железнодорожного узла – станции Унечи.
Видео История государства Российского (часть №1 - Рюрик)
По мнению многих историков на месте современного города Мглина еще в XII веке был древний славянский город Зартый (Зарытый), населенный славянскими племенами – северянами и радимичами.
Большая часть Мглинского уезда заселена радимичами. Карта расселения радимичей в бассейнах рек Ипуть и Сож. Летописец не объявляет времени, когда построены другие Славянские, также весьма древние города в России: Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч, Чернигов; знаем только, что первые три основаны Кривичами и были уже в IX веке, а последние в самом начале X; но они могли существовать и гораздо прежде. Чернигов и Любеч принадлежали к области Северян. - Н. Карамзин, История государства Российского, том I.
Бюст-реконструкция женщины 25-30 лет из д. Каласы (Рагачевский р-н), XI-XII век. Вариант головного убора радимичанки с семилучевыми височными кольцами.
Согласно «Повести временных лет», «… были же радимичи от рода ляховъ, пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне». Проживали радимичи в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков. Письменные свидетельства о радимичах приходятся на период с 885 по 1169 год. Согласно летописям, название происходит от имени вождя Радим, во главе с которым радимичи, якобы пришли из пропольских (ляшских) земель. В «Повести временных лет» сказано «… и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи».
В 885 году киевский князь Олег устанавливает свою власть над радимичами, которые до этого платили дань хазарам и обязывает их платить дань ему: « И посла к радимичем, река: «Кому дань даеть?» Они же ръша: «Козаромъ». И рече имъ Олегъ: «Не дайте козаромъ, но мнъ давайте». И даша Олгови по щълоягу, якоже и козаром даяху. И бъ Олегъ обладав поляны, и деревляны, и съверяны, и радимичи, а съ суличи и тиверци имеаша рать». В 907 году в составе войска Олега радимичи участвовали в легендарном походе на Царьград: « Иде Олегъ на Грекы. Игоря остави в Киевъ, поя множество варяг, и словенъ, и чюд(и), и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и съверо, и вятич(и), и хорваты, и дулъбы, и тиверци, яже сут(ь) толковины: си вси звахутьс(я) от грекъ Великая Скуф(ь)». В начале 970-х радимичи освободились от власти киевских князей, но в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Воевода киевского князя Владимира Святославовича Волчий Хвост встретился с войском радимичей на реке Пещань (приток Сожа, у Пропошеска (нынешний Славгород). Радимичи были разбиты. Их земли оказались в составе Киевской Руси. Последний раз радимичи упоминаются в летописях под 1169 годом. - http://www.balto-slavica.com/forum/lofiversion/index.php/t6169.html
О нем впервые упоминается в древней летописи «Повести временных лет» в 1160 году, когда он до основания был разрушен князем Святославом Ольговичем во время княжеских междуусобиц – Суздальского князя Юрия Долгорукого с великим князем Киевским Изъяславом Мстиславовичем, за разрушенный им «город на Остере» (теперешний город Остер, находящийся при впадении реки Остер в Десну).
В пределах Мглинского района, могилы – курганы древних родимичей, селившихся по берегам реки Ипути, сохранились и до сего времени около села Дегтяревки в урочище «Старчичи» Верхне-Ипутского лесничества и около села Луговец в урочище «Сосенки» Южного лесничества. Многие, самые высокие и характерные могилы-курганы радимичей в урочище «Старчичи», покрытые старыми соснами, вследствие безрассудной их вырубки Верхне-Ипутским лесничеством в послевоенный период 1945 – 1946 годов, обрушились в Иваницкий вир реки Ипути и навсегда погибли как исторические памятники старины.
Название реки Ипути – древне-славянское, что значит – «вот путь».
Река Ипуть. Фото Виктора Зайцева, 2010 г.
Основным занятием радимичей в то время, надо полагать, была охота, рыбная ловля и бортевое пчеловодство. Этому благоприятствовала тогдашняя природа: огромнейшие леса, богатые всякого рода пушной и пернатой дичью, а также изобилующая рыбой река Ипуть, которая для радимичей в то время являлась единственным путем связи между собою отдельных родов и с другими славянскими племенами Днепровского бассейна.
Изба древних славян
Город Зартый был населен преимущественно северянами, которые ко времени возникновения этого города, помимо охоты и рыболовства, занимались уже земледелием на лесных палах. Из-за отсутствия лесных дорог, сухопутная связь их с другими славянскими племенами была затруднена и ограничивалась лишь небольшими расстояниями.
Выбор места для города был связан с благоприятными географическими и топографическими условиями для защиты его от врагов.
Подступы к городу Зартыю преграждались крутым берегом прежде полноводной реки Судынки с одной стороны и его притоком – речки Молотовки – с другой, дремучими лесами и искусственными укреплениями.
Как памятник искусственных укреплений сохранилось «городище» - остаток земляной крепости Зартого, находящейся в 2,5 – 3-х километрах от центра нынешнего города Мглина.
В сентябре 1974 г. Брянский краеведческий музей направил во Мглин археологическую поисковую группу под руководством Заверняева Федора Михайловича, заведующего отделом музея до Октябрьского периода, известного своими археологическими раскопками в с. Хотылево. Экспедиция имела узкую задачу: произвести археологический поиск и определить, где и когда возник город Мглин.
В ходе раскопок в Городище, как и в Ормино, обнаружен маломощный слой юхновской культуры и небольшое количество черепков из глиняной посуды юхновцев. Это говорит о том, что юхновцы в Городище жили недолго. Вероятно, через несколько столетий они ушли отсюда, поселились где-то вблизи и пользовались своим укреплением в Городище как святилищем. Следов дотатарского Зартыя в Городище не обнаружено, то ли потому, что было заложено мало шурфов, то ли потому, что ни Зартыя, ни другого раннеславянского укрепленного поселения в Городише не было. – Протченко З. Е. Земля Мглинская – родной край, 2003
Вид на мглинское городище в 2010 году. Фото Виталия Черенцова.
На Воздвиженской же горе обнаружен мощный слой юхновской культуры, указывающий, что юхновцы жили здесь много веков в 1 тысячелетии до нашей эры и, возможно, в первом веке, новой эры. Найденные черепки от глиняной посуды юхновцев подтверждают это, Несколько позднее, в 12—13 вв., жили уже не юхновцы, а наиболее ранние древнеземляки мглинчан восточнославянского происхождения. На Воздвиженской горе во всех шурфах обнаружены обломки глиняной посуды, которой пользовались славяне в 12—13 вв., а несколько обломков оказались от посуды XI века.
Следовательно, Мглин возник не позднее 12 века и не в Городище, а в районе Воздвиженской горы. Отсюда начиналась история Мглинской земли. Укрепление мглинчан находилось на самой Воздвиженской горе, а жилища их возникали под стенами крепости. Судя по незначительному числу найденных черепков на укрепленной территории, в крепости поселенцев видимо не было, здесь находилась лишь сторожевая охрана. Крепость была обнесена рвом и земляным валом в средние века долгое время служила пограничным укреплением Московского государства от нападения Литвы и Польши. – Протченко З. Е. Земля Мглинская – родной край, 2003
Точной даты основания города Зартыя нет. Однако, тот факт, что его жители вместе с другими жителями древне-славянских городов Севреско-Черниговского княжества участвовали в походах Святослава (сына Игоря – внука Рюрика) против хазар, а позднее против половцев в походах Игоря Северского и его брата князя Всеволода Трубчевского, где они в 1186 году в битве на реке Каялы (ныне Кагальника Ростовской области) потерпели полное поражение, свидетельствует о том, что возникновение города Зартыя относится к начальному периоду основания русского государства, то есть примерно 1100 лет томуц назад.
Это историческое событие описано неизвестным автором в замечательном древнерусском поэтическом произведении «Слово о полку Игореве».
«Сло́во о полку́ И́гореве» — самый известный памятник древнерусской литературы.
В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события (часто датируется тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже). Проникнутое мотивами славянской народной поэзии с элементами языческой мифологии, по своему художественному языку и литературной значимости «Слово» стоит в ряду крупнейших достижений русского средневекового эпоса. В истории изучения памятника большой резонанс вызвала версия о «Слове» как фальсификации конца XVIII века (скептическая точка зрения), в настоящее время отвергнутая научным сообществом. - Википедия.
Копия этого замечательного произведения, найденная графом Мусным-Пушкиным, повествует о том, что 13 апреля 1185 года князь Новгород-Северский Игорь Святославович предпринял поход на половцев. Этот несчастный поход был предпринят вслед за удачным походом в 1184 году на тех же половцев, совершенным великим князем Святославом с подручными ему удельными князьями, окончившийся поражением половцев и пленением хана Кобяка.
В этом удачном походе не принимали участие четыре северских князя: Игорь – князь Северский, Всеволод – князь Трубчевский (брат Игоря), Святослав Ольгович – князь Рыльский (племянник Игоря) и сын Игоря – Владимир Игоревич – князь Путивльский. Все эти князья завидовали славе, приобретенной счастливыми князьями удачным походом 1184 года.
И. Глазунов. Князь Игорь.
И́горь Святосла́вич (2 апреля 1151 года—29 декабря 1202 года) — князь новгород-северский (1180—1198), князь черниговский (1198—1202). Из рода Ольговичей, сын Святослава Ольговича. Главный герой «Слова о полку Игореве». - Википедия
Полные силы и отваги воинской, они решили в 1185 году предпринять на тех же половцев свой поход помимо участия в нем великого князя Киевского и князя Ярослава Всеволодовича – князя Черниговского.
Это был один из самых смелых походов против половцев. Князья вторглись в самую землю половецкую до реки Каялы (Кагальника), чего не было в прежних походах против половцев.
Еще не выступали русские полки, как наступило солнечное затмение, считавшееся, по понятиям русских людей того времени, дурным предзнаменованием. Дружина Игоря поколебалась, но вдохновенная речь князя возвратила ей мужество.
Голиков. Затмение. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве».
Случившееся тогда затмение солнца казалось их Боярам предзнаменованием несчастным. "Друзья и братья! - сказал Игорь: - Тайны Божественные никому не сведомы, а нам не миновать своего рока". - Н. Карамзин, История государства Российского, том III.
Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина.
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!»
Вспала князю эта мысль на ум —
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»
- Слово о полку Игореве, литературный перевод Н. Заболоцкого
Аида Гарифуллина - фрагмент из оперы А.Бородина "Князь Игорь"
Первая встреча русских князей с половцами была удачна для русских: они поразили половцев и захватили много пленных.
Наконец, к побежденным половцам подоспели новые орды и обступили со всех сторон русское войско. Князья оказывают чудеса храбрости, но русские, отрезанные от воды и стесненные повсюду половцами, должны были отступить.
Тут по выражению поэта, описавшего этот несчастный поход в «Слове о полку Игореве», «недостало уже кровавого вина: русские окончили пир, напоили жадных гостей и полегли сами за землю русскую».
Знамена Игоревы пали, войска были разбиты и сам князь взят в плен. Окруженный половцами, он увидел своего брата Всеволода, отбивавшегося от врагов, и стал просить себе смерти, чтобы не видеть гибели брата, но Всеволод не погиб, а был взят в плен, также как и сын Игоря – Владимир.
В. Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами, 1880 г.
На берегах Каялы Игорь был окружён нахлынувшими со всех сторон ордами половцев. Большая часть воинов погибла на поле битвы, а князья, с остатками дружин, были взяты в плен. Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира. Этот поход Игоря Святославича на половцев послужил канвой для знаменитого «Слова о полку Игореве». - Википедия.
И настала тяжкая година,
Поглотила русичей чужбина,
Поднялась Обида от курганов
И вступила девой в край Троянов.
Крыльями лебяжьими всплеснула,
Дон и море оглашая криком,
Времена довольства пошатнула,
Возвестив о бедствии великом.
А князья дружин не собирают.
Не идут войной на супостата,
Малое великим называют
И куют крамолу брат на брата.
А враги на Русь несутся тучей,
И повсюду бедствие и горе.
Далеко ты, сокол наш могучий,
Птиц бия, ушел на сине море!
- Слово о полку Игореве, литературный перевод Н. Заболоцкого
Бородин. Опера "Князь Игорь". Ария Игоря
Вскоре Игорь, при помощи половчанина Лавра, освободился из плена и в 11 дней достиг города Донца, откуда благополучно прибыл в свой Новгород-Северский. Сын его Владимир, оставшийся в плену, женился там на дочери половецкого хана Кончака и через два года вместе с дядею Всеволодом возвратился к отцу.
В 1191 году князь Игорь ходил опять на половцев и на этот раз удачно.
Игорь умер в 1202 году Черниговским князем и погребен в Чернигове.
В этих походах князя Игоря Святославовича на половцев во второй половине XII столетия много жителей северян города Зартыя погибло, не оставив после себя в памяти потомков ни имен своих, ни мест своего вечного упокоения.
Но прошло еще 80 лет со времени первого разрушения города Зартыя своими же русскими князьями в период княжеских междуусобиц за овладение уделами, как в 1238 году город Зартый был полностью разрушен крымскими татарами, а население его было перебито и угнано в рабство.
С этих пор город Зартый сходит с исторической сцены и под таким именем в древнейших летописях он уже не упоминается.
От этого татарского нашествия в Мглинском районе уцелело лишь одно древнейшее село Ормино-Городище (ныне Вормино), известное под таким именем в летописи 1142 года, куда не дошли татары из-за отсутствия дорог и недоступности окружающих его заболоченных таежных лесов.
После татарского нашествия исчезли с лица земли и окружающие город Зартый селища и людские поселения и можно с уверенностью утверждать, что большинство ныне существующих населенных пунктов в Мглинском районе вновь возникли преимущественно на местах прежних селищ и городищ в период госопдства здесь Литвы, а затем Польши.
Прошли века. Ушли из жизни многие поколения наших древних предков – северян и радимичей, и только группы курганов-могильников, разбросанных около бывших их селищ и городищ, да отрывки древних их песен, дошедших до нас, напоминают о них и помогают нам воссоздать картину их жизни времен существования древнего города Зартыя.
В первоначальный период основания города Зартыя и в большой период его существования жители его были язычниками, а сошел он с исторической сцены как город, населенный северянами и родимичами в период распространения среди них христианства.
Население же возрожденного на его месте города Мглина, состоящее из беглых «вольных» казаков, в большинстве полян более южных степных мест, было сплошь православного христианского вероисповедания, так как христианство там было распространено раньше.
Комментарии
Говорится о том, что, возможно, в этих походах принимали участие жители Зартыя, а также принимается версия по отождествлению Зартыя и Мглина. Но современными историками было доказано, что Зартый может находится только между Путивлем и Вырем, поэтому отождествлять его с г. Мглин неправильно. Великий Н. М. Карамзин в этом вопросе ошибся.
Более правильно соотнести Мглин с Зароем, который, действительно, принадлежал Смоленскому княжеству. Детальное обоснование этого положения приведено на странице "Древний Мглин" сайта.
RSS лента комментариев этой записи