9. Разгром польско-литовских войск под Мглином
В 1664 году под Мглином вблизи Дрокова русскими войсками, прибывшими из Брянщины под командованием воеводы князя Ивана Прозоровского и Юрия Барятинского, польско-литовские войска были разбиты: обоз гетмана Михаила Паца был добычей русских, а сам король Казимир едва не попался в плен.
Иван Семёнович Прозоровский с сыновьями и переводчиком. Иван Семёнович Прозоровский - военачальник и государственный деятель XVII века из княжеского рода Прозоровских. Принимал участие в отражении наступления короля Яна Казимира в 1664 году. В битве под Мглином совместно с князьями Яковом Черкасским и Юрием Барятинским нанес тяжелое поражение королевской армии и захватил всю артиллерию противника.
В 1667 году был послан воеводой в Астрахань, где спешно укрепил город и руководил его обороной при осаде отрядами Степана Разина. По приказу Прозоровского был казнён посланник Разина, потребовавший сдать город. Во время штурма города был ранен и со своими сторонниками заперся в соборе. После взятия Астрахани бунтовщиками был убит вместе со своим восьмилетним сыном Борисом. Сам Прозоровский был сброшен с кремлёвской башни, а сына повесили за ноги со стены кремля. Кончина Ивана Семёновича вместе с сыном от рук бунтовщиков прибавила роду Прозоровских авторитета при дворе и шесть племянников Прозоровского в разное время стали боярами при Петре I. - http://www.people.su/89966.
Взятие Астрахани отрядом Степана Разина 24 августа 1670. Гравюра 17 в.
В марте 1664 года под Мглином войском князя Черкасского, численностью до 30 тыс. человек, была перехвачена часть армии польского короля Яна Казимира. В этом войске князя Черкасского Юрий Никитич Барятинский состоял третьим воеводой. К сожалению, нет ни одного портрета Юрия Никитича Барятинского, но в своей книге Потоцкий так охарактеризовал воеводу:
“…воспитан посреди военных упражнений, и очень немногие могли б с ним равняться отличными способностями в сем отношении, если бы он имел характер несколько постояннее. Но талантам его весьма вредит сей недостаток, к которому присоединяется также наглость, нераздельно сопряженная с легкомысленностью, столь опасная в военном деле…”.
За этими словами можно понять, что характер Барятинского описан как непростой, вероятно, с изрядной долей самоуверенности и авантюризма. Эти весьма спорные качества, однако, оказывались впоследствии на руку в ряде ситуаций, в которые попадал воевода в своей военной карьере.
Жизнь этого человека состояла из череды стремительных походов, сражений, лихих кавалерийских атак, и почти беспрерывной череды славных побед и смелых решений. Она могла бы послужить основой увлекательного приключенческого романа или сюжета…
Ныне Барятинский, этот славный русский военачальник XVII века, остается фигурой, без преувеличения, практически забытой, и весьма недооцененной. В кампании 1664 года Барятинский также отличился – сначала разбил своего “старого знакомого” гетмана Яна Сапегу под Брянском в феврале 1664 года, а в марте того же года, будучи вторым воеводой в русской армии князя Якова Черкасского, Барятинский под Мглином принимает участие в сокрушительном разгроме польской армии короля Яна II Казимира
В результате мглинской битвы совершенно расстроенная польская армия была вынуждена бесславно бежать на северо-запад, потеряв всех лошадей, артиллерию и обозы. В плен попало около 300 поляков. Полк немецких наемников в составе польской армии был уничтожен полностью. Таким образом, генеральное наступление Яна Казимира на Украину и Белоруссию окончилось полным провалом, а его огромная армия истаяла в осадах, сражениях и отступлениях. Служивший у польского короля французский герцог Антуан Граммон писал об этом отступлении:
“Отступление это длилось две недели, и мы думали, что погибнем все. Сам король спасся с большим трудом. Наступил такой большой голод, что в течение двух дней я видел, как не было хлеба на столе у короля. Было потеряно 40 тысяч коней, вся кавалерия и весь обоз, и без преувеличения три четверти армии. В истории истекших веков нет ничего, что можно было бы сравнить с состоянием такого разгрома”. (Богатырев Артур Аминович. Ю. - Н. Барятинский - забытый русский воевода XVII века. http://www.historicus.ru/513/, http://www.proza.ru/2011/10/16/1550
Существует предание, что в день победы над польскими восками на лугу близ реки Ипути пастухом была найдена икона Одигитрии Божьей Матери, которая впоследствии была перенесена в Успенский собор города Мглина и глубоко чтима верующими.
Из книги Картины церковной жизни Черниговской Епархии из IX вековой ее истории. Киев.1911.
В последних числах февраля 1664 года польский король Казимир на пути из Украины на Могилев подходил к г. Мглину. Жители города, избавившиеся в 1649 году от поляков, увидев приближение многочисленных польских войск, были объяты страхом, пламенно молились об избавлении их от грядущих бед. И молитва их была услышана. Недалеко от Мглина на берегу р. Ипути польские войска были встречены русскими под предводительством князя Ивана Барятинского и разбиты. Многих польских полковников Барятинский взял в плен, сам король Казимир едва спасся бегством. Скоро жители Мглина увидели, кому обязаны они были своим избавлением от поляков. Возле места сражения был обретен образ Богоматери и при ней колокольчик… Это копия Смоленской иконы Богоматери, первоначально данной, как известно, супруге Черниговского князя Всеволода Ярославовича из Византии. - Картины церковной жизни Черниговской Епархии из IX вековой ее истории. Киев.1911.
В 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта Софию выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, но в 1456 году в Москву прибыл представитель смолян - епископ Смоленский Михаил - и бил челом о возвращении святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список.
Список со Смоленской иконы Божией Матери. Благовещенский собор Кремля. Москва, 1456 год. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля. В этот день 28 июля (10 августа) совершается празднование Смоленской Одигитрии.
Внизу найденной близ реки Ипути иконы имеется старинная надпись:
«Року Божого 1664 марта 2 сей образ найден Пресвятой Богородицы, як король ишол у гомонеше Слъще. Меж дрокова и Нивного на болоте, молитвами твоими единая чистая и благословенна».
В историко-статистическом описании И. Токмакова, найденном мною в отрывном календаре за 28 июля 1906 года, изданном Черниговскими губернскими ведомостями, это предание подтверждается, как достоверный факт.
Говоря о найденной иконе Одигитрии, Токмаков, между прочим, указывает, что она была первоначально дана в благословение супруге Черниговского князя Владимира Ярославовича в начале XII века и делает предположение, что эта икона была захвачена поляками где-то в Черниговской стороне и по небрежности брошена недалеко от места боя на заболоченном лугу, где она и была найдена пастухом.
Перенесена она в Успенский собор города Мглина 28 июля 1832 года, когда этот собор уже был закончен строительством.
Могилы польско-литовских войск сохранились и до сего времени на правом берегу реки Ипути между селами Дроковом и Нивным.