Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся                          В. Ключевский

 

11. Заселение города Мглина евреями

Во все время существования древнего города Зартыя на месте, называемом «Городище», где в данное время имеется еврейское кладбище, еврейского населения не было. В городе Мглине они начали селиться в период долголетнего литовско-польского господства, преимущественно по городам, занимаясь торговлей и ремеслами, не требующими тяжелого физического труда.

Малороссияне в еврейской корчме

                       

После Зборовского договора в 1649 году, когда им было воспрещено селиться в украинских городах и селах, значительное число еврейских семей осело в Белорусских городах и селах, пользуясь покровительством их в этом отношении со стороны польско-литовских властей.

Но с отменой при Екатерине II гетманщины евреи снова начали усиленно заселять пограничные с Польшей и Литвой украинские города. Особенно усиленное заселение евреями таких городов, как Мглин, Почеп, Стародуб, Погар и прочие, началось после установления императором Павлом I так называемой «черты оседлости» и выселения их из сельской местности Белоруссии при императоре Александре I в 1823 году.

Kladbische

Главный и зачастую единственный памятник еврейской истории любого местечка — еврейское кладбище. Некрополи XIX–XX веков сохранились в Почепе, Мглине, Сураже, Унече. Как и в других областях России, Украины и Белоруссии, еврейские кладбища Брянщины производят грустное впечатление не только потому, что это памятники стремительно исчезающей культуры евреев Восточной Европы, но и потому, что в большинстве случаев находятся они в заброшенном и аварийном состоянии. Некрополь в Мглине расположен на городище раннего железного века и многие могилы, как и культурный слой городища, нарушены грабительскими раскопками.

А ведь места эти — действительно уникальные, что подтвердилось интересными находками. Так, кладбище в Мглине — это несколько десятков надгробий, изготовленных из половинок мельничных жерновов. Самая ранняя установленная датировка — 1880-е годы.

 

Видео Владимир Соловьев: русские и евреи

 

 

По данным статистики 1859 года в городе Мглине они имели уже два молитвенных дома и еврейские школы при них. Имевшиеся ко дню Октябрьской революции две двухэтажные деревянные синагоги были построены в 1865 – 1870 годах. В эти годы еврейское общество содержало уже двух духовных раввинов и одного, так называемого «казенного раввина», оплачиваемого из средств Управы.

 Еврейская синагога

В 1847 г. в г. Мглине проживало 1920 евреев, в 1862 – 2928, в 1897 – 2674 (35%), в 1910 – 3139, в 1913 – 2674 (29%), в 1923 – 1725, в 1926 – 1244, в 1939 – 726 евреев. В 1862 в г. Мглине действовали 2 деревянные синагоги, в 1899 – общество пособия бедным евреям, в 1910 – 3 синагоги, еврейское кладбище. В 1913 в г. Мглине имелись богадельня, Общество попечения о больных и бедных. Евреям принадлежали единственная булочная, 4 лавки.

 В 1936 в г. Мглине работал еврейский колхоз «Дер Эмес».16 авг. 1941 г. Мглин оккупировали части вермахта. 21 янв. 1942 в городской тюрьме было создано гетто, в котором содержалось ок. 600 чел. 2 марта 1942 в г. Мглине было расстреляно несколько . сотен евреев. С конца 1990-х гг. в г. Мглине действует «Хесэд». В 2003 в г. Мглине проживало ок. 10 евреев. (Российская Еврейская Энциклопедия)

 

 Фильм Кто мы? Еврейский вопрос - русский ответ

 

После Октябрьской революции обе  синагоги г.Мглина  были переоборудованы под клуб и для других целей в 1934 – 1936 годах, а в период Отечественной войны 1941 – 1945 года были сожжены.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

no events

Сегодня событий нет

.