Монгольское нашествие и Святой благоверный князь Михаил Черниговский
В 13-м веке в Русскую землю вторглись монгольские завоеватели, которые, двигаясь по Руси, разрушали города и села, предавали огню храмы, попирали святыни, служителей избивали, жителей грабили и брали в плен. Исчезло мужество князей и войска, стены, насыпи и крепости городов не выдерживали напора монгольских полков.
Первое крупное сражение с новым врагом русские дружины в союзе с половцами приняли у Калки 31 мая 1223 г. Отношения Руси и половцев никак не укладывались в примитивную схему противостояния "оседлый - кочевник". В 1223 г. русские князья выступили союзниками половцев. Три сильнейших князя Руси: Мстислав Удалой из Галича, Мстислав Киевский и Мстислав Черниговский, - собрав рати, попытались защитить половцев.
Для сбора объединенной русской рати был выбран правый берег Днепра (близ острова Хортица). К концу апреля 1223 г. численность русского войска достигала 80 тыс. человек. «И съехалось тут с ними все кочевье половецкое, и черниговцы приехали, киевляне и смоляне и иных земель жители», – повествует летопись.
Важно то, что монголы отнюдь не стремились к войне с Русью. Узнав о выступлении русского войска, монголы, верные своей тактике раскола врагов, послали к русским князьям послов, которые заявили: «Слышали мы, что вы идете против нас, послушавшись половцев, а мы вашей земли не занимали, ни городов ваших, ни сел, на вас не приходили; пришли мы попущением божиим на холопей своих и конюхов, на поганых половцев, а с вами нам нет войны; если половцы бегут к вам, то вы бейте их оттуда и добро их себе берите; слышали мы, что они и вам много зла делают, потому же и мы их отсюда бьем»
Верные своим союзническим обязательствам с половцами, русские князья отказались вести переговоры, перебили послов и двинулись навстречу противнику. Убийство послов было стратегической ошибкой: у монголо-татар как у типичных представителей родоплеменной архаической цивилизации существовал закон кровной мести за гибель родичей. Кроме того, обычаи требовали наказать того, кто обманул доверившегося.
Однако ничего этого русские князья не знали и фактически вынудили монголов принять бой. На реке Калке произошло сражение: восьмидесятитысячная русско-половецкая армия обрушилась на двадцатитысячный отряд монголов (1223).
Войско великого хана не только устояло против объединенных отрядов, но и перешло в наступление. Первыми дрогнули половцы: они бежали с поля боя, что поставило галицкую и волынскую рати в сложное положение. Эти дружины яростно сражались с противником, но общий перевес сил был на стороне монголов. Мстислав Удалой и Даниил Романович находились в самой гуще боя, чем вызвали восхищение монгольских полководцев. Но их мужество не могло устоять перед военным искусством и силой противника. Оба князя с немногими дружинниками едва спаслись от погони.
Эту битву русская армия проиграла из-за полной неспособности к самой минимальной организации. Мстислав Удалой и "младший" князь Даниил бежали за Днепр, они первыми оказались у берега и успели вскочить в ладьи. При этом остальные ладьи князья порубили, боясь, что и монголы смогут переправиться вслед за ними. Тем самым они обрекли на гибель своих соратников, у которых лошади были хуже княжеских. Разумеется, монголы убили всех, кого настигли.
Мстислав Черниговский со своим войском начал отступать по степи, не оставив арьергардного заслона. Монгольские всадники гнались за черниговцами, легко настигали их и рубили.
Сражение с монголами на Калке в 1223 г.
Эта битва наглядно показала обособленность и политический эгоизм русских князей. В то время как дружины Мстислава Удалого, Даниила Волынского и некоторых других князей, объединившись с половецкой конницей, устремились за неприятелем, Мстислав Киевский не принял участия в общем сражении, оставшись в роли наблюдателя. И все же ему пришлось в течение трех дней после битвы держать оборону, а затем пойти на соглашение с монголами.
Было ли монголо-татарское иго? Новые факты истории древней Руси
Павел Рыженко. Калка. Пленение великого князя Мстислава Киевского на фоне кургана, сложенного из тел русских воинов, 1996
Мстислав Киевский расположил своих воинов на большом холме, забыв, что нужно обеспечить отход к воде. Монголы, конечно, легко блокировали отряд. Окруженный Мстислав сдался, поддавшись на уговоры Плоскини - вождя бродников, которые были союзниками монголов. Плоскиня убедил князя, что русских пощадят и не прольют их крови. Монголы, согласно своему обычаю, данное слово сдержали. Они положили связанных пленников на землю, прикрыли настилом из досок и сели пировать на их телах. Но ни капли русской крови действительно пролито не было, что по монгольским воззрениям считалось крайне важным.
Падение мифа! Монголо татарское иго - это гражданская война!
Пир ордынцев после победы при Калке
Сражение при Калке закончилось катастрофой для русско-половецкого войска. Двенадцать князей погибло. Среди них – Мстислав Черниговский. Храбро сражался на Калке и Михаил Всеволодович – молодой племянник князя Мстислава. Он уцелел в сражении и вскоре занял черниговский престол
Широкомасштабная монгольская экспансия на Русь началась через тринадцать лет после битвы на Калке. Во главе монгольского войска встал внук Чингисхана, известный на Руси под именем Батый. Он был прирождённым полководцем. Монголы в тех войнах побеждали не числом, а и умением. Таких подготовленных и неприхотливых воинов в Европе попросту не было. Да и ордынские полководцы, получив многолетний боевой опыт, стали носителями стратегического и тактического умения и военной хитрости.
Хан Батый
В 1237-м году началось нашествие армии Батыя на русские княжества. Стояли суровые морозы, и армия ордынцев шла по скованным рекам. Первой пала Рязань. Затем Батый вторгся на территорию сильнейшего Владимиро-Суздальского княжества.
В начале февраля 1238-го монголы осадили Владимир. Через четыре дня этот процветающий, златоглавый русский город был взят, сожжён и разграблен. Князь Владимирский Юрий Всеволодович попытался оказать сопротивление, собрал войско, но 4 марта в битве на речке Сити был наголову разбит и сам погиб в бою.
Русь и Золотая Орда // Игорь Данилевский, Сергей Бунтман
Героическое сопротивление в марте-апреле 1238-го года оказали войскам Батыя два города – Торжок и Козельск – «злой город». Весной 1238 г. был атакован и уничтожен Вщиж. Теперь нападения ожидали южные княжества Руси.
Нашествие монголов застает Михаила князем киевским. Князь Михаил Всеволодович, знавший силу монгольского войска, немедленно «бежал в Угры» в поисках союзников. Сын знаменитого князя Всеволода Ольговича Чермного, долгое время управлявшего Киевским (1236-1239) и Черниговским княжествами (1223-1235, 1245-1246) Михаил одарен был от природы блестящими способностями, воспитан был в благочестии и отличался сильной волей и добрым сердцем.
Не имея возможности со своей малочисленной дружиной дать отпор полчищам Батыя, Михаил вместе со своим боярином Феодором отправился в Венгрию просить помощи у короля. Военной помощи венгры ему не дали. Князь Михаил побывал и в Польше, и в Галиче, у князя Даниила – своего недавнего противника по междоусобным войнам. Но всё тщетно: разобщённые князья не сумели оказать достойного сопротивления новому походу Батыя. В его отсутствие монголы штурмом взяли Киев, разграбили «мать городов русских». Многие великие русские города пали под натиском врагов и были разграблены.
Православные храмы подверглись поруганию, ханы-победители требовали и от наших князей исполнения своих языческих обрядов. Для настоящих христиан это было равносильно измене святой Церкви, и многие русские князья приняли в эти страшные времена смерть, исповедуя православную веру.
Лучше всех рассказал о захватчиках с Востока архидиакон Фома из Сплита: "Те люди малого роста, но груди у них широкие. Внешность их ужасная: лицо без бороды и плоское, нос тупой, а маленькие глаза далеко друг от друга отстоят. Одежда их, непроницаемая для холода и влаги, составлена из сложенных двух кож (шерстью наружу), так что похожа на чешую; шлемы из кожи или железа. Оружие их - кривая сабля, колчаны, лук и стрела с острым наконечником из железа или кости, которая на 4 пальца длиннее нашей. На черных или белых знаменах своих имеют пучки из конских волос (бунчук). Их кони, на которых ездят без седла, малы, но крепки, привычны к усиленным переходам и голоду; кони, хотя не подкованные, взбираются и скачут по горам, как дикие козы, и после трехдневной усиленной скачки они довольствуются коротким отдыхом и малым фуражом. И люди много не заботятся о своем продовольствии, как будто живут от самой суровости воспитания: не едят хлеба, пища их - мясо и питье - кобылье молоко (кумыс) и кровь. С собой ведут много пленных, в особенности много вооруженных куманов (половцев), гонят их перед собой в бой и убивают, как только видят, что они не идут слепо в бой. Сами монголы неохотно идут в бой. Если же кто из них будет убит, тут же его без гроба закапывают. Почти нет реки, которую они не переплыли бы на своих конях. Через большие реки все-таки приходится им переплывать на своих меховых бурдюках (надутых воздухом) и лодках (камышовых плотах). Шатры их из полотна или из кожи. Хотя их огромное полчище, но нет в их таборе ни ропота, ни раздоров, они стойко переносят страдания и упорно воюют".
Золотая Орда: мифы и реальность
В чем причина успеха монголов? Почему они в XIII веке завоевали многие русские княжества? Запустение и "погибель Русской земли" произошли не только по вине злых монголов и других соседей, а вследствие естественного процесса ослабления государства из-за междоусобной борьбы русских князей друг с другом и их неспособности объединиться перед лицом общей угрозы.
С.М.Соловьев дал следующую характеристику последнему повелителю Киевской Руси - Мстиславу Удалому: "...князь, знаменитый подвигами славными, но бесполезными, показавший ясно несостоятельность старой, Южной Руси, неспособность ее к дальнейшему государственному развитию: Южная Русь стала доживать свой век в бесконечных ссорах Мономаховичей с Ольговичами, Ростиславичей с Изяславичами".
На военной организации русских княжеств отрицательно сказывалась феодальная раздробленность Руси. Дружины князей и городов были разбросаны по огромной территории и слабо связаны друг с другом, концентрация значительных сил была связана с трудностями. Тем не менее, княжеские дружины превосходили монгольскую армию по вооружению, тактическим приемам и боевому строю. Вооружение русских дружинников, как наступательное, так и оборонительное, славилось далеко за пределами Руси. Массово применялись тяжелые доспехи. Однако, дружины, как правило, не превышали численности в несколько сотен человек и были мало пригодны к действиям под единым командованием и по единому плану.
В то же время, основной частью древнерусского войска было ополчение. Оно уступало кочевникам в вооружении и умении владеть им.
В Южной Руси не было заметно никаких попыток объединиться для отражения врага. Продолжались княжеские усобицы; летописец рядом с рассказом о разгроме монголами Переяславля и Чернигова спокойно рассказывает о походе Ярослава, во время которого тот "град взя Каменец, а княгыню Михайлову со множеством полона приводе к своя си".
Продолжались усобицы в самом Киеве. Киевский князь Михаил Всеволодович бежал "пред Татары в Оугры", и освободившийся киевский стол поспешил захватить один из смоленских князей, Ростислав Мстиславич, но был вскоре изгнан... Даниилом Галицким, ничего не сделавшим для подготовки города к обороне; он даже не остался в Киеве, оставив за себя "тысяцкого Дмитра".... Никакой "помощи от других южно-русских княжеств Киев не получил". Напротив, богатые приволжские города, находившиеся в составе Владимирского княжества, - Ярославль, Ростов, Углич, Тверь и другие - вступили в переговоры с монголами и избежали разгрома.
Согласно монгольским правилам войны, те города, которые подчинились добровольно, получали название "гобалык" - добрый город. Монголы с таких городов взимали умеренную контрибуцию лошадьми для ремонта кавалерии и съестными припасами для ратников. Но и другие города, не успевшие вовремя сдаться, страдали недолго. Так как монголы нигде не оставляли гарнизонов, то "подчинение" носило чисто символический характер; после ухода монгольского войска жители возвращались домой, и все шло по-старому.
Венгерский король Бела IV после монгольского нашествия пытался восстановить королевство и защитить его от новых бед. Став кумом венгерскому королю, князь Михаил Всеволодович не оставлял надежды на сильную антиордынскую коалицию. В 1243-м году в Пеште снова принимали князя Михаила Черниговского. Он ездил по Европе, снаряжал посольства… Но ни мадьяры, ни римский папа, ни германский император (к последним Михаил направил своего посла, митрополита Петра) не были готовы к походу против Батыя.
"Странное дело". Было-ли монголо-татарское иго?
Сильно огорчила и поразила князя Михаила весть о гибели Киева. Встретив отказ в помощи у венгерского короля, а затем и у дяди своего, польского короля Конрада, Михаил возвратился на родину - сначала в Киев, а потом, не перенося тяжелой картины разрушенного города, в 1245 г. в Чернигов – навстречу подвигу и своей гибели.
Чиновники монголов, которые в это время переписывали жителей для наложения дани, объявили князю, что он должен прежде ехать в орду, поклониться там хану и получить от него ярлык на княжение, а тогда уж и править своим княжеством. Горько было князю слышать это, но, чтобы облегчить участь несчастных жителей своего княжества, он решился ехать.
Перепись русского населения с целью наложения дани
Прель отъездом князь Михаил и боярин Феодор пошли к своему духовному отцу Иоанну. Духовник, слышавший, что хан требует от подвластных ему князей поклонения солнцу и огню и что некоторые князья уже сделали это, устрашился за князя и, вздохнув, сказал: «Ты сын мой, князь Михаил, когда будешь в Орде, не поклоняйся идолам, а твердо исповедуй веру христианскую, и ради земного княжения не забывай истинного Бога». Михаил же ответил ему: «По молитве твоей, отче, как бог соизволит, так и будет. Я бы хотел кровь свою пролить за Христа и за веру христианскую».
Причастившись и взяв с собою дары, Михаил с боярином Феодором и внуком своим Борисом Васильковичем Ростовским (сыном его дочери Марии), напутствуемые пожеланиями духовника быть твердыми в вере и мужественными, отправились в Орду.
У хана Батыя в это время был такой обычай, когда приедет кто-нибудь на поклон, то не велел хан сразу приводить такого к себе, но приказано было волхвам, чтобы шел он сначала через огонь и поклонился идолам. А из всех даров, которые привозили с собой для царя, часть брали волхвы и бросали сначала в огонь, а уже потом к Батыю допускали и самих пришедших и дары. Многие же князья с боярами своими проходили через огонь и поклонялись солнцу и идолам ради славы мира этого, и просил каждый себе владений. И им давались те владения, какие они хотели получить.
Когда Михаил прибыл к Батыю, то он так сказал своим волхвам: «Все, что нужно по вашему обычаю, сотворите и с князем Михаилом, а потом приведите его ко мне». И вот дошли они до того места, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути. И все язычники проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы также хотели провести Михаила и Феодора через огонь. Михаил же и Феодор сказали им: «Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только отцу и сыну и святому духу».
Сергей Харламов. Михаил Всеволодович и боярин Феодор в Орде
Тогда волхвы пошли и сказали Батыю: «Михаил повеления твоего, царь, не слушает: через огонь не идет и богам твоим не кланяется, говорит, что не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ничему сотворенному, солнцу и идолам, а следует поклоняться только создавшему все это — отцу и сыну и святому духу».
Батый сильно разгневался, и послал одного из вельмож своих, по имени Елдега с такими словами: «Почто не исполняешь моего повеления, богам моим не кланяешься? Теперь сам выбирай: жизнь или смерть. Если исполнишь повеление мое, то жив будешь и княжение получишь. Если же не поклонишься кусту, солнцу и идолам, то злою смертью умрешь».
Михаил же отвечал на это: «Тебе, царю, кланяюсь, ибо поставлен ты на царство свое от Бога. А тому, чему велишь мне, не стану кланяться!» И когда он произнес эти слова, сказал ему Елдега: «Знай, Михаил, что ты уже мертв».
Н. А. Кошелев. Мученическая смерть князя Михаила Черниговского в Орде в 1246 г.
Напрасно молением и слезами хотел его смягчить внук его Борис, напрасно вельможи ростовские брали на себя грех и торжественное покаяние, если Михаил исполнит волю Батыеву, следуя примеру других князей.
И ответил им Михаил: «Не хочу только по имени христианином называться, а поступать по язычески. Не внемлю я вам и душу свою не погублю». После этого Михаил сорвал с себя княжеский плащ свой и швырнул его в ноги к ним, говоря: «Возьмите славу света этого, к которой вы стремитесь!» Когда услыхал Елдега, что не уговорили Михаила, то поехал к Батыю, и поведал ему речи Михаила.
Князь же Михаил и боярин Феодор начали сами отпевать себя, а затем причастились Святых Тайн, которые передал им духовник перед поездкой в Орду.
И тут приехали убийцы, соскочили с коней и, схватив Михаила и растянув ему руки, начали бить его кулаками и палками по сердцу. После этого повергли ниц на землю и стали избивать его ногами. Так продолжалось долго.
Один же из убийц, бывший прежде христианином, а потом отступивший от христианской веры и ставший поганым законопреступником, по имени Доман, родом из черниговской области, вынул нож и отрезал голову святому князю и бросил ее прочь.
Так мученически окончил спою жизнь святой Михаил. Даже Батый, услышав донесение вельможи о казни Михаила, был поражен величием его духа и мужесгвом и сказал о нем: «Это великий человек».
После этого сказали Феодору: «Если ты поклонишься богам нашим, то получишь все княжество князя своего». И ответил Феодор: «Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!» Тогда начали мучить Феодора, как прежде Михаила, после чего отрезали честную его голову.
Случилось это злое убийство 23 сентября. Тела обоих мучеников были брошены на съедение псам, и только спустя несколько дней христианам удалось укрыть их.
Икона Михаил Черниговский и его боярин Феодор
Так рассказывает «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора», и рассказ этот подтверждает Плано Карпини, побывавший в Орде вскоре после их гибели.
Тела святых мучеников Михаила и Федора перевезли на Русь – сначала во Владимир, а затем в Чернигов. Уже вскоре после смерти их стали почитать как святых. Церковное празднование мученикам сначала установилось в Ростове, где жила дочь князя Михаила княгиня Марья. Ею был возведен и первый храм во имя святого Михаила Черниговского.
В XVI веке, при царе Иване Грозном, мощи святых были перенесены в Москву и положены в церкви во имя Черниговских чудотворцев, которая находилась в Кремле, близ Тайницких ворот. Затем, по повелению императрицы Екатерины Великой, мощи были перенесены в Архангельский собор, где пребывают и поныне.
Что прикрыли татаро монгольским игом
Источники и литература:
- Л. Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая Степь. Том 2. – М.: Институт ДИ-ДИК, 1997
- С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. – М., 2006
- Н. М. Карамзин. История государства Российского. Том 3. – М., 1993
- Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. /Полное собрание русских летописей, т. XV – СПб, 1865
- Картины церковной жизни Черниговской Епархии из IX вековой ее истории. – Киев,1911
- Арсений Замостьянов. Всю жизнь он сражался за Русь и за веру – святой благоверный князь Михаил Черниговский. http://vps-1028306-6795.host4g.ru/trust/1073-mucheniki-tvoi-gospodi-ne-otreklis-ot-tebya.html
- Википедия