Черенцов Виталий
Школьные годы чудесные…
Черенцов Вииталий, 1961 г. |
1.Первая учительница
Мальчику было всего ничего – лет 9-10, и он первый раз по-детски влюбился ... в свою первую учительницу. В неё (он так считал) нельзя было не влюбиться, она такая красивая!: черноволосая, гибкая, стройная. Каждый день проходила она мимо его дома, это была её дорога в школу. Шла она лёгкой походкой, размахивая в такт шагу правой рукой, а в левой руке у неё был портфель с их школьными тетрадками. По времени её прохода можно было сверять часы, что мальчик и делал. Сразу за ней он тоже спешил в школу.
На уроках мальчишка смотрел на свою учительницу во все глаза, и ему казалось, что так вот (судя по разговорам сверстников) и влюбляются, хотя ещё и не знал что это такое – любовь, как и не понимал до конца своих чувств, боясь признаться даже самому себе в чём-то сокровенном. Знала ли она, его первая учительница, что в неё влюбляются её ученики? Наверно, знала. Ведь первых учителей любят и помнят, особенно если они добры и, конечно же, красивы. .
Ковалёва Ульяна Иосифовна |
Возникшие у мальчишки чувства были так сильны и навязчивы, что он долго хранил платочек своей учительницы, которым она прикрыла на голове его рану, полученную на перемене при баловстве с ребятами. Запах лёгких духов, исходивший с этого платочка, долго ещё стоял в его воспоминаниях
Мальчик знал наглядно мужа своей «возлюбленной», и никак не мог он смириться с тем, что она такая красивая, а он, муж её… Этот маленький хлопчик удивлялся: как вот такие красивые женщины выбирают ну не таких, как нужно (по его понятию) мужчин. Это ему было совсем не понятно. Он тогда ещё не знал, что браки, оказывается, совершаются на небесах!
Начальная школа была закончена. И его любимая учительница стала учить новую поросль, и там, наверно, в неё кто-то влюбился. Ну, по-другому это просто не могло и быть…
P.S. Кто же она была, эта первая любовь мальчика? Это Ковалёва (Чёрная) Ульяна Иосифовна.
2.Мальчик и «фифочка»
Мальчишка постепенно превращался в юношу… В начале одного школьного года пришла на урок истории молоденькая, вся «воздушная», учительница и, широко улыбаясь, приветливо поздоровалась с классом. В неё сразу все влюбились, в том числе и наш герой, прозвавший её «фифочкой». (Так его мама называла таких «воздушных дамочек»).
Косарева Инна Тихоновна |
Она резко отличалась от других учителей, уже пожилых и в большинстве своём хмурых, видимо, отягощенных жизненными проблемами. А у этой недавней студентки всё было всегда прекрасно! Она только-только окончила институт и жила с родителями, причём довольно обеспеченными, поэтому заботы бытия ещё не успели на неё навалиться, и это сказывалось на её поведении: она всегда бывала в прекрасном настроении! Это нравилось ученикам, и её урок всегда ждали. В летнее время она приходила на урок в крепдешиновом платье, а на шее был неизменно повязан газовый шарфик, и от неё всегда приятно пахло духами. Мальчик-юноша уже успел полюбить эту «фифочку» с открытой белоснежной улыбкой, понимая уже чуть больше, чем это было во время его первой любви. Вряд ли догадывалась она о том, что кто-то из этих таких плохонько одетых, не совсем чисто умытых и, простите, не совсем приятно пахнущих, посмеет в неё влюбиться. Иногда юноше казалось, что она что-то понимает в его внимательных взглядах, и, как ему опять-таки казалось, что в отдельные моменты она строго-строго смотрит на него, и тогда он опускал глаза и краснел…
P.S. А строго-строго смотрела на этого мальчика Косарева Инна Тихоновна.
3.О наших любимых учителях
Первые послевоенные годы в школе были трудными: школа плохо отапливалась печками на торфу, одежонка была плохонькой, и как результат – многие болели, в том числе и я, заболев в первом классе, пропустил год учебы. Учеников из малообеспеченных семей подкармливали хлебом, посыпанным сахаром, булочками или баранками. Первые учителя были из старых, ещё дореволюционных, кадров, а попозже стали приходить молоденькие, в которых мы по-детски влюблялись. Первым учителем по арифметике был «старорежимный», ещё дореволюционной закалки, Бабаков Иван Филиппович (мама говорила, что он приходился даже нашим дальним родственником) по прозвищу «козёл»; у него, действительно, была борода, как у козла. Этот «козел» мог запросто дать затрещину ученику линейкой – такие «воспитательные» меры были в порядке вещей в старые времена. Но когда он умер, вся школа его провожала, а надгробную речь произносил Захар Ефимович Протченко, и мне запомнились его слова:
– Иван Филиппович – мой учитель, светлая память ему, мы долго его будем помнить…
Анастасия Григорьевна Полевая |
«Немка» в младших классах – А.Г. Полевая – тоже из «старинных». Она в своё время окончила Институт Благородных девиц в Полтаве. На неё некоторые смотрели искоса: она при немцах была переводчиком и не более того, но тогда, в те послевоенные годы… Хотя позже выяснилось, что она тайно помогала партизанскому подполью мглинского отряда, о чём у её внучек имеется справка, подписанная разведчиком партизанского отряда Лисовским, но об этом мало кто знал. Анастасия Григорьевна была очень проста в общении с учениками, несмотря на «благородное» воспитание. Вспоминается разговор с одним учеником, который хотел прийти к ней на консультацию:
– Да приходи на слободу, там меня каждая собака знает…
Анна Кузьминична Евтягина |
Географичка – Анна Кузьминична Евтягина – фанатка своего предмета! До сих пор помню острова Индонезийского архипелага: Суматра, Ява, Борнео, Целебес, вот так! А когда что-то назревало в классе – вихрем она влетала в класс, и сразу устанавливалась тишина, как на кладбище... Однажды поставила всему классу по поведению двойку. Представляете, что мне (послушному и тихому) было дома! Потом А.К. отошла, правда, и простила всех.
Лисовский Алексей Степанович. |
«Немец» – Лисовский Алексей Степанович – в старших классах довёл нас до такой кондиции, что при поступлении в институте мне был вопрос: «откуда вы так хорошо знаете немецкий?». Это звучало, примерно, как из анекдота: «так далеко от Парижа, а так хорошо шьют!» Этот «немец» заставил нас наизусть выучить стихотворение Гёте «Лесной царь» на немецком языке, и первые строчки помнятся до сих пор; в этих строчках, видимо, есть какая-то музыка даже на немецком, вот послушайте:
Wer reitet so spät durch Nacht und Wind? –
Er ist der Vater mit seinem Kind…
А в художесвенном переводе это звучит так:
Кто скачет, кто мчится прохладною мглой? –
Ездок запоздалый, с ним сын молодой...
а вольный подстрочник – ну никакой совсем, вот послушайте:
– Кто едет так поздно сквозь ночь и ветер? –
Это отец со своим сыном....
Вообще дело кончилось печально: ребёнок умер – это лесной царь забрал его к себе...
Эта жуткая история меня тогда так взволновала и, наверно, поэтому я хорошо запомнил этот стих...
Захар Ефимович Протченко |
А был ещё феноменальный историк (позже – завуч) – Захар Ефимович Протченко (он же «Захар», он же «Лысый»). Он знал свои прозвища и не обижался. На его уроках разбор исторических событий становился настоящим действом, причём очень увлекательным. Например, на уроке о Бородинском сражении на развешанных картах указывалась диспозиция участников сражения, и вот Захар Ефимович берёт указку и начинается Битва Народов...
– Вот здесь – Кутузов, а вот там – Наполеон, а чуть правее – Багратион…
И дальше шли уже детали битвы.
Маргарита Фёдоровна Протченко |
У З.Е. была очень красивая и мягкая с учениками жена Маргарита Фёдоровна, она выражалась, примерно, так:
–Ну, право, ребята, какие Вы непослушные!
Мы её очень любили... Недавно на нашем сайте опубликованы её воспоминания.
А сам З.Е. слыл немножко грубоватым, но тоже добрым: выглянет в окно учительской, выходящего на школьный двор:
– Э-эй, вы, столбы-ы–ы, не пора ли на урок, звонок-то уж был!
(Это старшие никак не могли докурить свои «самокрутки» на перемене).
З.Е. потом стал знаменитым краеведом и издал книгу «Земля Мглинская – родной край», а краеведческому музею города присвоено его имя.
Деревянко Тамара Арсентьевна |
«Химичка» наша – Деревянко Тамара Арсентьевна (выпускница МГУ, дочь педагога Пивоварова Арсена Гавриловича) – довела нас до такой же кондиции со своей валентностью, ионами и катионами, что мы были если не Менделеевы, то где-то близко от него...
И вот конец учёбы! Выпускной вечер… На него я не пошёл, так как нечего было одеть, а теперь вот сожалею, какой же я был глупый…