Вщиж — стольный град удельного княжества
Вщижское городище
Вщиж как удельный город Черниговского княжества, впервые появляется на страницах летописи под 1142 г. Происхождение имени города не совсем ясно. Некоторые краеведы склонны связывать его имя с возникновением крепости-защиты. Есть древнее слово «ущищать», что значит защищать, охранять, заслонить. Возможно, что имя городка дано по ручью, у устья которого он расположен. Современное народное название тождественно летописному — Усьчиж.
О Вщиже мы узнаем из летописи в связи с усобицей черниговских князей со своим стапшим братом — Всеволодом Ольговичем Киевским. Привлекая на свою сторону двоюродных братьев Давыдовичей, Всеволод уступил им из состава Черниговской волости Вщиж и Ормино. Летописные сведения не раскрывают нам ранней истории городка; Вщиж выступает перед нами сразу как значительная сила в распоряжении киевского князя.
Н. М. Карамзин, знавший о существовании в ХII веке древнерусского города Вщиж по летописям, смог его локализовать только после получения письма Зиновьева М. Н., помещика, гвардии штабс-капитана, отпрыска старинного дворянского рода. В письме говорилось:
«В здешней стороне есть предание, что село Вщиж было городом особенного удельного княжения. Еще до ныне в окрестности видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные кресты (на курганах), весьма не худо выделанные. Никто не знает, когда и кем сии кресты поставлены. Должно заметить, что в наших местах совсем нет гранита. На полях много курганов; один из них в самом селе и наполнен старинными кирпичами: сказывают, что тут была церковь. Выкапывают также немало медных крестов, икон, железной конской сбруи и прочее».
Письмо М. Н. Зиновьева, не читавшего летопись, но знавшего устное предание о княжеском городе, помогло этому отождествлению. Так был локализован один из забытых и древнейших городов земли радимичей.
Расположенный на Десне, в 50 километрах на северо-запад от Брянска, он в течение короткого времени проделал путь от великокняжеского опорного пункта сбора дани до столицы небольшого удельного княжества.
Б. А. Рыбаковым в 1940 г. при раскопках Вщижского городища было обнаружено, что первые древнерусские укрепления здесь были возведены на месте более древнего (IX—Xвв.) славянского поселения. В Xв. городище занимало лишь самую стрелку мыса Десны и, возможно, играло роль временного стана па пути киевского полюдья.
В ХI – начале ХII века Вщиж был небольшой крепостью с посадом, входившей в Черниговское княжество, резиденцией посадников с дружиной. Крепость ограничивалась по периметру стеной и рвом с напольной стороны.
Удельный город Вщиж в XII— XIII веках рисуется нам в следующем виде: напротив заброшенного языческого святилища (где было кладбище и стояла, очевидно, деревянная благовещенская церковь) возвышались неприступные стены детинца, над которыми господствовала огромная срединная вежа.
Вщиж был значительным для своего времени поселением. В центре города находился кремль-детинец, срубленный из дубовых бревен. В ту пору, когда велись непрерывные войны, в облике города главенствующими были оборонительные, а также культовые сооружения.
Вщижское городище расположено на высоком крутом берегу Десны при впадении в нее пересохшего ныне притока Судка. С севера оно ограждено рекой Десной, с востока и частично с юга заслонялось валом и рвом, с юга сверх того заслонялось Судком и природными возвышенностями, обделанными в виде фортов путем выравнивания спусков к Судку и ограждения крайнего к юго-востоку форта особым рвом; с запада вала и рва незаметно, потому что в Судок входить здесь другой поток, отделяющий от естественного западного обрыва городища очень высокую и крутую возвышенность, так называемую Благовещенскую гору.
Дома в детинце шли вдоль стен, оставляя середину его свободной для сбора дружины. Небольшой внутренний вал отделял детинец от посада. Возможно, что близ этого вала в наиболее безопасной части детинца и находился княжеский дворец (здесь встречены гончарные клейма с княжескими знаками).
Вид Вщижского городища
Вщижское городище разделено на две неравные части невысоким валом и рвом, отсекающими западную часть мыса. Форма городища в плане близка к равностороннему треугольнику, с протяженностью сторон до трехсот пятидесяти метров. Северная сторона городища омывается Десной, юго-западная проходит над впадающим в Десну ручьем. Посад города был окружен мощным двойным валом и глубоким рвом, ширина которого и сейчас достигает восемнадцати метров.
Площадь детинца примерно 1,2 га., посада — 2,6 га. Въезд в город был, по всей вероятности, со стороны ручья Судка, где и в настоящее время существует въезд в село. На территории городища сейчас расположено два десятка домов и огороды. Заселенная в древности площадь не ограничивалась укрепленной частью.
Стены города были рублены из дубовых городен размером 3X5 метров. В центре посада возвышалась мощная крепость с башнями и бойницами (детинец). Центральная башня детинца была снабжена самострелами и сколоворотом (арбалетами). Здесь же стояли двухэтажный дом князя и крытые соломой бедные избы челяди.
Состав населения в это время был двоякий: с одной стороны, встречаются вещи, совершенно аналогичные деревенским вещам X—XI веков из окрестных радимичских курганов, а с другой стороны — много находок дружинного характера: меч, костяные части седла, с орнаментом X—XI веков, посеребренная железная пряжка с золотым изображением оленя и другие вещи. Керамика этого времени уже достаточно разнообразна по своим формам и вся сделана на ручном кругу. Вщиж в XI — начале XII века входил в состав княжеского владения черниговских князей Святославичей и затем Ольговичей, державших здесь укрепленный «двор» и посадников с дружиной. Такими княжескими городками в этих местах, кроме Вщижа, были Карачев, Дебрянск, Трубеч, Воротынск, Ормина и др.
В середине XII века, когда небольшая вщижская крепость из резиденции княжеского посадника превратилась в резиденцию удельного князя Владимира Давыдовича, здесь были произведены значительные изменения, увеличившие размеры городка в несколько раз.
Черниговский князь Владимир Давыдович
Старые стены из небольших городен были сломаны, ров с «приступа» был засыпан и границы детинца были раздвинуты. Обширный посад был укреплен мощными двойными валами и глубоким рвом, а стены детинца были срублены из дубовых городен.
Как показали раскопки, в углу на оконечности была поставлена деревянная шестиугольная башня. В центре детинца, на расстоянии «перестрела» от каждой стены, возводится другая деревянная многоярусная башня-вежа, чтобы можно было разить врагов, прорвавшихся на городские укрепления. Вокруг княжеского дома находились дома дружинников, на площади были коновязи для боевых коней – место сбора княжеской конницы. Искусственные оборонительные сооружения дополнялись естественными преградами в виде крутых склонов, а также мощной в те годы рекой Десной. На стенах Вщижа стояли большие арбалеты – механические луки, стрелявшие железными коваными стрелами.
Вокруг вежи детинца была расчищена площадь, на которой располагались коновязи – здесь найдено много удил, стремян, шпор и впервые найдена железная скребница и инструмент для очистки копыт.
В башнях и городнях удалось проследить в профилях рухнувшие вниз деревянные перекрытия с остатками культурного слоя; это, очевидно, следы пребывания здесь городской стражи.
В XIII веке укрепления Вщижа были оснащены «самострелами –коловоротными» — арбалетами с шестереночным механизмом для натягивания тетивы. Такая зубчатая шестерня была найдена на краю городища в 1940 году в слое XII—XIII веков.
Евгений Коньков. Древний город Вщиж
Вокруг детинца располагался посад, где жили купцы и ремесленники – гончары, кузнецы, литейщики, шорники и другие мастера. Каждый князь был рад иметь таких людей в своем городе, ведь от их труда зависел достаток княжества. В пользу князя ремесленник выполнял определенный «урок» (заказ), за который князь мог и наградить, а в остальное время мастер работал на себя. Средневековый ремесленник – гордый, знающий себе цену человек, часто очень богатый (в Боголюбове после убийства князя Андрея Боголюбского чернь первым делом бросилась грабить княжеских мастеров). Даже монголы, захватив в плен таких людей, ценили и берегли их.
Центром посада была каменная церковь середины XII века с небольшим кладбищем близ нее. На окраинах его, у вала, селились ремесленники; обнаружена кузница и гончарная мастерская. У восточного вала найден инструмент мастера серебряных дел — штамп для колтов.
Въезд в город был, по всей вероятности, со стороны ручья, там, где посад примыкал к детинцу.
За городом шли неукрепленные слободы и небольшие земледельческие поселения, разбросанные по берегам Десны и ручья. В двух километрах от города, по дороге в летописный город Воробейню, есть курганы, которые в XII—XIII веках были увенчаны большими каменными крестами, в чем сказалась близость к городу.
Неподалеку от города еще недавно располагался курганный некрополь, воспетый великим русским поэтом Федором Ивановичем Тютчевым, родовая усадьба которого находится недалеко от Вшижа. Ныне сохранился лишь один курган, у которого установлен памятный знак, остальные варварски уничтожены в советский период.
Вщижский курган, фото Максима Ерхова
Вблизи Вщижского детинца расположено городище Благовещенская гора, исследованное Б.А.Рыбаковым. На нем в раннем железном веке располагалось славяно-балтское святилище (юхновская археологическая культура), вероятно связанное с культом богини Лады. В христианское время (XI–XIII века) здесь находилось кладбище, затем – православная часовня, ныне установлен памятный знак в форме креста. Кроме того, в окрестностях Вщижа известны поселения и могильники эпохи бронзы, неолитические стоянки. Ф.М.Заверняевым у подножия городища был найден и раннепалеолитический кремневый нуклеус (осколок камня, находящийся на какой-то стадии «первичного раскалывания» при производстве каменных орудий).
Цари Иоанн в XVIIв. и Петр в XVIII в. грамотой своей пожаловали Вщиж Ивану Яковлеву Зиновьеву. Тогда Вщпж было уже не княжеством, а селом, где о городе напоминали одни курганы.
В настоящее время вщижское городище является уникальным археологическим памятником федерального значения, который подвергается систематическому научному изучению.
Княжий дворец, дома и быт жителей города
В середине XIIв. в связи с превращением Вщижа в удельный город расширяется территория детинца, обводится валами и рвами окольный город, где строится каменный храм. За стенами посада, на мысу и южном склоне оврага возникли неукреплённые слободы, а за стенами детинца, на западном мысу за оврагом, появилось городское кладбище.
Дома боярской и княжеской челяди в детинце были выстроены на западной стороне, почти вплотную один к другому и задними торцами к стене детинца. Они были прямоугольные (3,2–4 х 6 м), крытые соломой. Огромные печи с кирпичными дымоходами, выведенными выше кровли, занимали весь задний торец. Сени открывались на средний двор детинца. Находки в постройках скромные: топоры, долота.
В ряду с тесными избами челяди находился дом с теремом: большой (14 м по фасаду), сложного плана. Обычай насыпать землю на потолок позволил установить, что дом этот был двухэтажным, а в центре его возвышался еще небольшой «эласоверхий терем», обитый медными листами.
Княжеский шлем с личиной, XIII век
О знатности владельца, боярина или князя, свидетельствуют не только размеры и отделка дома, но и найденные вещи: железная личина от шлема, покрытая серебром и позолотой, золотой перстень (знак свободного человека и хозяина), изящная пряжка с золотым изображением оленя, медные котлы, тонкая глиняная посуда с клеймами, цветное стекло. Пищу в доме варили в больших медных котлах, чтобы хватило на всю дружину и домочадцев.
Медные котлы из боярской или княжеской поварни (XII – XIII века)
Около домов и на площади с коновязами обнаружены захоронения и пожарище – следствие пятинедельной осады 1160 года.
В этом боярском или княжеском доме употреблялась стеклянная посуда, здесь ели кур и гусей, пекли блины, варили обеды в огромных медных котлах. Дом отапливался тремя, печами; для освещения применялись бронзовые паникадила.
Чара-чаша вщижского князя Владимира Давыдовича
К тому же, при раскопках найдена чара-чаша вщижского князя Владимира Давидовича. Хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Надпись на этой чаше считается классическим произведением древнерусского застольного красноречия и в переводе на современный русский язык звучит так: "А это чара Володимера Давыдовича. Кто из неё пьёт, тому на здоровье, а хвалит пусть Бога и своего господаря великого князя".
В детинце был собран разнообразный вещевой материал: детали убранства храма, бронзовый водолей, пряжка с золотым оленем, личина от шлема, кабаний клык с древнерусской надписью, орудия труда, украшения. К богатым княжеским вещам следует отнести золотой перстень.
В окрестностях городища найден древнерусский гончарный горн с посудой. Мощной «пожарной» прослойкой отмечена гибель поселения во время Батыева нашествия.
Большой интерес представляют вскрытые во Вщиже жилища. Лучше всего они сохранились там, где были в свое время пожары. Пожар во время безуспешной осады 1160 года затронул только юго-западную окраину города, обращенную к ручью.
Все дома Вщижа ставились на «стульях» — вертикальных столбах, следы которых хорошо сохраняются в материке. Почти все дома — пятистенки с одной теплой камерой (истьбой) и холодными сенями. Потолок всегда засыпался толстым слоем земли. Дома-пятистенки делятся на два подтипа. Одни из них, близкие ко вщижским избам XIX века, имели вход с широкой стороны через сени и внутри — печь и подполье справа от входа. Таков был просторный дом у церкви, при раскопках которого удалось впервые точно проследить сложную конструкцию ручных жерновов. К дому примыкала крытая обширная зерновая яма, вмещавшая около двух тонн зерна.
Другой тип домов, прослеженный в детинце,— узкие, плотно прижатые друг к другу избы с соломенными кровлями и печью у задней, узкой стены. Теплой половиной они обращены к городской стене, а сенями — во внутренний двор детинца Сени служили, очевидно, и хлевом. Это были, по всей вероятности, избы боярской или княжеской челяди.
Печи во вщижских домах были очень фундаментальны и ставились, как изба, на «стульях» и на срубе. В детинце все дома с середины XII века имели высокие кирпичные дымоходы, выведенные выше кровель. Дымоходы вщижского городища — первые в | истории изучения древнерусского жилища; до сих пор считалось, что на Руси всегда топили по-черному. Дымоходы делались из специального тонкого кирпича прямоугольной и треугольной формы и клались на глиняном растворе.
Сохранились железные вьюшки. Развал дымохода при гибели жилища образовывал широкую полосу длиною 7 метров.
В жилищах и на дворах найдено множество разнообразной посуды, орудий труда и бытовых предметов (ключи, замки, рукомойники, черпала, пряслица, браслеты и др.).
Что Вщиж был некогда богат и обширен – это доказывается самим положением двух курганов: Заветного и Благовещенского, лежащих внутри вала, остатками каменной стены церкви, множеством мраморных плит, находимых в грудах отрываемого кирпича, обнаруженной посудой, домашней утварью, иконами, крестами и прочее. Был также найден большой кованый сундук с истлевшим платьем. Все это только убеждает в богатстве и обширности прежнего города.
Головной убор из Вщижа, XIIвек
В самом селе разбросано много курганов, но в особенности замечателен курган Заветный, с которым соединено множество преданий; он находится в средине села на крутом берегу реки Десны, возвышаясь над поверхностью земли сажени на три; народное поверье соединило с ним что-то таинственное. Около кургана идет вал, перекопанный во многих местах; этому валу жители приписывают целебные действия и во время скотского падежа делают в нем новый прокоп, через который прогоняют скот со слепою уверенностью, что тем должен прекратиться падеж. Любознательные владельцы села решились разрыть курган, и труды их увенчались немаловажным успехом: открыта часть здания, разные металлические вещи, посуда, кости человеческие, гусиные и другие.
К дружинным вещам нужно отнести орнаментированные костяные детали колчанов, изящную железную пряжку, окованную серебром с золотым изображением оленя. Интересен кабаний клык с заклинательной надписью: «Господи помози рабу своему Фоме», который, вероятно, использовался как оберег. .
Надпись на кабаньем клыке
Грамотность в русских городах домонгольского периода если не была всеобщей, то была нормой для подавляющего большинства населения. Об этом свидетельствуют и многочисленные находки инструментов для письма – писал, и найденные в Новгороде берестяные грамоты, и многочисленные надписи на бытовых предметах.
На территории древнерусского города Вщиж было найдено три памятника древнерусской письменности: надпись на кабаньем клыке, надпись на фрагменте керамического сосуда, надпись на бронзовых арках из вщижского храма.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Наиболее важный и определенный из всех исторических остатков Вщижскаго городища — это каменный Вщижский храм. Развалины его, заметные в 1900 годах по некоторой выпуклости и обнаружениям каменной кладки на улице и в огороде крестьянина Василия Доримедонтова, возбуждали внимание местных владельцев с. Вщиж еще с начала XIX века.
Вщижская церковь чрезвычайно близка по своему плану и размерам к построенной Андреем Боголюбским церкви Покрова на Нерли (1164). Строилась церковь, по-видимому, в связи с выходом замуж Марии, дочери Андрея Боголюбского, в 1160 г. за вщижского князя Святослава Владимировича, племянника черниговского великого князя.
Церквь Покрова на Нерли, 1164 г.
Все это позволяет относить время постройки кирпичной церкви во Вщиже к середине XII.
В 1819 году владелец Вщижа, г. Зиновьев, по просьбе Н. М. Карамзина произвел раскопку кургана, в котором была скрыта церковь, и нашел много церковных, бытовых и военных предметов, которые были представлены историку, но затем исчезли неизвестно куда.
В 1840-х годах В.М.Зиновьева-Фомина произвела первые раскопки древнего города. Были найдены остатки кирпичной церкви, на стенах которой сохранились фрески.
Во внутренности его были видны еще основания столпов, подпиравших своды храма и отделявших от него алтарь; амвон каменный; пол настлан из кирпича, залитого известью. В алтаре еще сохранился престол, сложенный из кирпича; в самом престоле сделана сзади печурка, где найдены кости животных, как следы поругания храма.
Повсюду присутствовали следы пожара, уголь и оплавленный металл. У дверей здания обнаружили множество человеческих скелетов, что подтвердило предположение о гибели города во время монгольского нашествия.
Еще в XIX веке археологи довольно точно представляли себе, как выглядел вщижский храм. Он был одноглавый, высокий, окруженный наружной галереей, под которой проходили собрания горожан. Видимо, здесь решили биться с ордынскими войсками, здесь же приняли и последний бой. Разгром Вщижа, во время которого погибло и население (частично пытавшееся спастись в церкви) и множество ценностей, оказавшихся погребенными под слоем пожарища, Б. А. Рыбаков связывает с первым походом Батыя.
Штурм Вщижа Батыем в 1238 г.
Военная дружина и жители города самоотверженно защищали Вщиж от монгольских завоевателей. Они погибли, но не отступили. Завоеватели жестоко расправились с непокорными вщижанами. И храм, словно воин, тоже погиб в этой битве...
Город был сожжён. Однако в ХIV веке здесь снова поднялась крепость и охраняла русские рубежи до ХVII столетия.
В 1844 году последующий владелец Вщижа, генерал-майор М. М. Фомин, также производил раскопки на месте храма, очистил кладку стен на 1,75 м. от поверхности земли, причем мусор вывозил под гору, где теперь идет дорога к Десне, посреди села. Внутри церкви у алтаря Фомин нашел несколько церковных вещей: два медных литых подсвечника, паникадило, киот и несколько крестов. Эти вещи были переданы в Московское Археологическое Общество, а затем в Исторический Музей.
У церковного алтаря был найден кирпичный склеп и в нем громадный человеческий скелет – возможно, останки вщижского князя Святослава Владимировича.
В 1866 году, по отзыву местного помощника исправника, стены раскопанной церкви были целы и возвышались над землей от 0,5 до 1,25 м. Кладка была очень слаба, так что кирпичи свободно отделялись один от другого, и все остатки церкви можно было разобрать без труда, так как при малейшем прикосновении они разрушались. Чтобы оградить эти остатки от разрушения, Фомин обнес их забором и поставил на них часовню. Нынешний владелец имения, местный церковный староста г. Аникеев, не захотел поддерживать часовню, отошедшую уже к крестьянскому владению, и приказал ее разобрать.
Развалины остались среди улицы, и возвышающаяся над землею кладка была разобрана крестьянами. Наконец, ближайший к развалинам обыватель — крестьянин Василий Доримедонтов, перенес свой забор за пределы развалин, и теперь большая часть бывшего храма, за исключением части, выходящей на улицу, входит в усадьбу Василия Доримедонтова. Новый владелец начинает вынимать бут из фундамента, чтобы затем церквище разделать под огород. На разрушение последних остатков храма потребовалось лишь несколько лет.
В начале XXвека кладка стен поверх фундамента сохранилась местами не более чем на 20 — 100 см., благодаря тому, что была закрыта мусором. Толщина стен – 1,25 м. Кирпич, использованный для постройки церкви был красного цвета, длиною 28 см., шириною 19 см. и толщиною в 5 см. Кладка выполнялась на известке, толщиною в 5 см. Для угольных закруглений и колонн был выработан круглый и полукруглый кирпич.
Внешний облик вщижской церкви был своеобразен.
Судя по ее фундаментам, она представляла собой трехапсидный однокупольный храм простого объема, лишенный украшений, о чем можно судить по тому, что никаких остатков таких украшений в земле не найдено.
Вщижский храм Благовещения Пресвятой Богородицы XII века (реконструкция)
Форма церкви продолговатая, четырехугольная. Церковь с алтарем имела 10,15 м. в длину и 7,35 м. в ширину; наружный размер — на 125 см. больше. С северной и южной сторон находилось 12 колонн; в алтарной перегородке было 2 колонны.
План церкви Благовещения Пресвятой Богородицы
Алтарь выдавался полукружием. Пол церкви сделан из кирпича. Храм — чисто византийского стиля.
Главной достопримечательностью храма являлось гульбище, то есть арочная открытая галерея с кирпичной же аркой на 12 устоях; следы этих колонн были видимы еще в XIX веке.
Подобное гульбище первоначально было и в знаменитой церкви Покрова на Нерли под Владимиром. Такие гульбища устраивались и в деревянных церквах западных областей Украины, и возможно, что этот прием восходит к более ранним каменным зданиям такого же типа.
В 1940 году Б. А. Рыбаков раскрыл остатки фундамента галереи. Судя по данным раскопок 1840-х и 1940-х годов, ближайшие к храму жилища и сам храм вместе с десятками укрывшихся в нём жителей погибли в пожаре во время осады 1238 года. После взятия Батыем Вщиж более не возрождался.
Храм был выстроен из плинфы в традициях черниговского зодчества. Это было сравнительно небольшое (около 13 х 10 м) здание. Интерьер украшали росписи, сохранявшиеся в частях стен до начала ХIХ века.
В результате исследований храма, выполненных в течение 1840-1844 годов, был обнаружен целый ряд уникальных предметов богатой церковной утвари.
Бронзовый водолей, XII век
Особенный интерес представляют найденные на развалинах храма западный бронзовый водолей (сосуд для торжественного омовения рук перед богослужением) в форме птицы с головой юноши, два бронзовых подсвечника, паникадило и часть осветительного устройства – хороса. Сохранилась и храмовая лампада. Западноевропейские предметы во Вщиже свидетельствуют о широких торговых и династических связях Вщижского княжества с Европой.
Один подсвечник из красной меди литой с эмалью лиможской работы XIII века. Он на трех ножках, со шпилем вверху, вместо трубочки, в которую вставляют свечи. Работа его отличается прочностью, ловкостью и красивостью. Совершенно сходный подсвечник конца XII в. хранится в музее в Париже.
Подсвечник лиможской работы. Вщиж, XIIвек |
Подсвечник, бронза, литье. Вщиж, конец XII века |
Другой литой из желтой меди подсвечник богат украшениями. Верхняя часть его поддерживается двумя змеями; вместо трубочки для свечей также остроконечный шпиль. Втулка его украшена чеканными фигурами, а поддон состоит из перевитых между собою крылатых драконов, на которых ползут ящерицы.
Бронзовое паникадило. Вщиж, XIIвек
К таким же церковным предметам принадлежит и паникадило, или лампада из колокольной меди: она в виде блюда с прорезными краями; в углублении, на середине его, по-видимому, вставлялась стеклянная или глиняная лампада с маслом. Она висела на трех кольчатых цепях.
В результате раскопок 1844 г. найдены две великолепные бронзовые арки, на которых выполнен ажурный орнамент из переплетающихся жгутов с медальонами, с изображением птиц – прекрасный образец литья мастера Константина середины XII века.
Вщижские арки представляют собой два совершенно одинаковых изделия с боковыми выступами внизу и с втульчатыми рукоятями, поддерживающими арки снизу.
Вщижская бронзовая арка, XIIвек
Каждая арка состоит из пластин: одной полукруглой (с плетением и тремя круглыми медальонами, внутри которых птицы), двух квадратных (только с плетением) и двух прямоугольных (с изображением на каждой двух птиц, клюющих цветок).
Птицы на них вылиты такие, какие высечены на внешних стенах Дмитровского собора во Владимире.
Птицы на внешних стенах Дмитровского собора во Владимире
Отдельные пластины склепаны и к ним присоединены втульчатые рукояти, надевавшиеся на какие-то древки.
Надписи имеются на обеих арках. Надпись на первом экземпляре, судя по сохранившимся буквам и интервалам между ними, можно восстановить так: «Господи помози рабоу своемоу Костантину».
При датировке вщижских арок необходимо принять во внимание как дату упоминания самого города (1142), так и дату постройки церкви, для которой они были отлиты. В пользу того, что арки были отлиты задолго до гибели церкви (1238), говорят следы древних починок, что позволяет отнести дату изготовления арок к середине XIIвека. Эта дата вполне увязывается также со стилем изображений и плетеным орнаментом арок.
Вщижские арки иногда считали изделием западных мастеров, работавших в романском стиле, но это опровергается русской надписью, сделанной на восковой модели в процессе производства. По назначению их определяли как навершия "царских врат", но против этого говорит как отсутствие аналогий, так и необработанность обратной стороны арок, не рассчитанной на обозрение.
В 1866 г. Вера Михайловна Зиновьева-Фомина обратилась к императору Александру II с ходатайством о "возобновлении древней церкви во Вщиже или же о построении новой по добровольной подписке". Она писала: "В 40-х гг. по распоряжению моему зарыт курган в родовом моём имении с. Вщиж... и открыты значительные остатки стен каменной церкви времён удельного княжества Вщижского... и место погребения князя Святослава Владимировича при разрытии церкви отыскано у наружной стены с левой стороны жертвенника.
При разрытии церкви найдены: 2 медных подсвечника, медных орнамента со славянской надписью, по месту их нахождения, вероятно от Северных и Южных алтарных дверей. Малое паникадило, медные образки, складной серебряный крестик с изображением распятия и много разных железных и свинцовых вещей. Всё это с мужем моим предъявлено на рассмотрение Московского Археологического общества, которого он состоит членом... во мне появилось желание, если нельзя возобновить, то в таком же древнем стиле воздвигнуть новую церковь... своими средствами я не в состоянии этого сделать, муж мой прослужив 38 лет в артиллерии, удостоившись производства в Генералы уволен с пансионом от службы и при искреннем желании не имеет также средств на возобновление этого храма. Вщижский приход очень бедный, и так мы должны остаться при одном желании; по смерти же нашей как мы бездетные, то и желание наше вместо с древнею церковью зарастёт травою забвения..."
Император поручил рассмотреть ходатайство Веры Михайловны обер-прокурору Святейшего Синода графу Толстому, который обратился к Председателю Московского Археологического Общества графу А.С. Уварову с просьбой определиться "на счёт древности означенных предметов, а равно о степени исторической достоверности сведений", изложенных Зиновьевой-Фоминой.
10 октября 1866 г. Уваров отправил в Синод письмо следующего содержания: "... честь имею сообщить все доселе известные сведения о вещах... которые были представлены супругом её генерал-майором Фоминым на рассмотрение Московского Археологического общества... обломки, принадлежавшие почти все к предметам церковным. Так, например, две стороны осьмиугольного медного паникадила, коего форма доселе ещё попадается во многих церквах Греции и Афона, и известна под именем хорос. Два подсвечника западного изделия, изготовленные или на Рейне или в Лиможе, носят отпечаток ХII века; и вообще все найденные предметы принадлежат к тому же столетию, так что из этого можно заключить положительно, что храм разрушился или был разрушен не позднее ХII века".
Макет храма Благовещения
Отметим, что один из основоположников отечественной славяно-русской археологии был не совсем точен лишь в определении хронологии находок и времени постройки Вщижского храма. Современные исследователи датировали, к примеру, подсвечник с выемчатой эмалью и гравировкой из Лиможа первой третью ХII в., концом ХII в., а время строительства Вщижского храма – концом ХII – первой третью ХIII вв.
К сожалению, ходатайство В.М. Зиновьевой-Фоминой не было удовлетворено. 23 апреля 1867 г. состоялось заседание Синода, на которое были представлены "Докладная записка Поликарпа епископа Орловского и Севского", который отослал во Вщиж благочинного Стефана Красовского для сбора сведений о Вщижском храме и письмо (по сути, экспертное заключение) графа А.С. Уварова. "Святейший Синод... по рассмотрению этих бумаг вместе с запиской г-жи Фоминой признаёт желание её воздвигнуть на развалинах древнего церковного памятника храм, по возможности в прежнем стиле, весьма уважительным, но отказать её пособие на этот предмет из церковно-строительного капитала не находит возможным как по ограниченности этого капитала, так и по многочисленности строительных нужд, подлежащих удовлетворению на счёт оного".
Арки – элемент христианской космографии
Назначение вщижских арок долгое время оставалось неясным даже для такого знатока христианской символики, как А. С. Уваров. Несомненно было только то, что они найдены внутри церкви и, безусловно, относятся к предметам православного культа. Наиболее аргументированную версию об использовании арок в 1970 годы предложил Б. А. Рыбаков в своей статье в журнале "Декоративное искусство", которую мы и представим ниже.
Напрестольная сень. Миниатюра XV века
Учет полукруглой формы конструкции, четырех ножек и точного расстояния между парными ножками в один локоть позволяет считать вщижские арки каркасом конструкции "напрестольной сени", воздвигаемой при торжественном богослужении над алтарем и священными предметами на алтаре. Судя по некоторым миниатюрам, такую сень вносили на специальных носилках и утверждали на алтаре над евангелием. Сама сень на этой миниатюре выглядит в виде шатра или дома. В пользу того, что конструкция из двух арок была надалтарной, "напрестольной" сенью, свидетельствует место находки арок - алтарь.
Идея напрестольной сени - небо, покрывающее землю. Поэтому необходимо обратиться к церковному пониманию образа Вселенной. Образ Вселенной очень четко и доступно (хотя и весьма примитивно) обрисован Козьмой Индикопловом, давшим описание в прямом смысле модели мира.
Две арки на престоле вщижской церкви представляли собой бронзовый каркас конструкции, дополненной деревянными штырями внизу и, по всей вероятности, каким-то покровом небесного цвета наверху. С точки зрения Козьмы Индикоплова, модель Константина неполна - в ней отсутствует тема "хлябей небесных", дождя, орошения земли. Нет отношения земледельца, пахаря к небу, как к подателю необходимой влаги. Земля показана тоже неполно: растительный мир представлен лишь идеограммами ростка-крина и корнями.
Символ плодородия - четырехчастный ромб изображен только лишь как пространство, над которым проходит свой дневной путь солнце. Вообще пространство здесь представлено так же, как и в "Слове о полку Игореве", с птичьего полета. Небосвод с тремя дневными позициями солнца здесь не объект аграрных молений о дожде, а показ торжества небесно-солнечного начала, подчеркнутого светом трех свечей.
Реконструкция напрестольной сени Б. А. Рыбакова по модели мира Козьмы Индикоплова
Связи Вщижа с двумя крупнейшими культурными центрами древней Руси - Черниговом и Владимиром - не оставляют сомнений в том, что тонкий скульптор, мастер Константин, мог знать "Космографию" Козьмы Индикоплова и во всяком случае знал пересказ описания модели мира, так как изготовил ножки арок точно на расстоянии одного локтя друг от друга.
Предположение о модели мира должно быть проверено анализом семантики изображений. Рассмотрим систему сложной и многообразной орнаментики арок.
Широкий бронзовый полукруг в качестве главного элемента содержит три больших круга: два у оснований полуокружности и один на самом верху. Эти круги отмечают три позиции солнца на небосводе.
Внутри нижних кругов изображены птицы, стоящие лапами на ободке круга и клюющие молодое растение. В верхнем кругу тоже есть птица, но она показана в небесном полете с распростертыми крыльями и висящими в воздухе лапами. Левая от зрителя, "утренняя", птица клюет полураспустившийся росток; "вечерняя" птица клюет пышно распустившееся растение и на крыле у нее (как у птиц и грифонов на золотых изделиях) изображено распускающееся растение - день прошел, солнце грело, растение расцвело.
Три круга, расположенные под полуокружностью, хорошо известны в народном искусстве и в старинных миниатюрах как изображение дневного бега солнца под "небесною твердью": слева внизу - восходящее утреннее солнце, в зените - полдневное солнце и справа - вечернее заходящее солнце. Перед зрителем находятся три солнца, отмечая три суточных позиции солнца, посылающего свет, подчеркивая динамику благодатного светила.
Недаром в "Слове о полку Игореве" Ярославна, обращаясь к солнцу, называет его "тресветлым":
Светлое и тресветлое Солнце!
Всем тепло и красно еси!
Имеется большое количество примеров применения такой системы трех позиций солнца, символизирующей одновременно и солнечное светлое начало, и ход времени, и предустановленную размеренность движения. Дополнительным аргументом в пользу того, что круги на арках изображают солнце, являются три маленьких подсвечника, расположенные близ этих кругов - около каждого солнца горело пламя свечи.
Утро, Полдень, Вечер ... Народ складывал сказки о трех богатырях с такими именами; путь им указывал маленький старичок - Время.
Между тремя солнечными кругами на вщижских арках помещена плетеная решетка из полос, завершающихся растительными завитками; основной рисунок плетенки - ромб, разделенный на четыре части, т.е. древний устойчивый знак поля, земли, нивы. Смысл здесь точно такой же, как и в орнаментике прялок: ромб - земля, а круги - солнце, идущее над землей, в своих трех традиционных позициях восхода, полдня и заката. Концы плетенки, выходящие за пределы основного четырехчастного ромба, оформлены как стилизованные растения: наверху - с тремя листьями, внизу - с двумя отростками. Возможно, что верхний узор символизировал верхнюю наземную часть растения, а нижние отростки изображали корни.
К арке с тремя солнцами примыкают снизу две горизонтальных плоскости, перехваченные почти посередине огромными мордами ящеров. Это - несомненно зона земли, на которую опирается дуга небосвода.
На двух боковых пластинах изображены птицы (по две на каждой пластине), стоящие на земле и клюющие символически обобщенный пышный росток, свисающий сверху. Непосредственно под дугой небосвода находится сложный плетеный символ с растительными отростками, дающий в своей срединной части тот же иероглиф поля, что и плетенка наверху. Показаны почки и распускающиеся двойные корни внизу, под всем плетеным узором. Корни здесь показаны точно так же, как и в плетенке между солнечными кругами.
Форма и размер вщижских алтарных арок полностью соответствуют христианской модели мира в один локоть шириной и воспроизводящей облик крытой полуцилиндром (как коробовый свод) кибитки кочевника. Крупные детали вщижской конструкции не нарушали церковного благочестия: арки небосвода, солнечные круги с восковыми свечами около них, птицы и растительные крины - все это было вполне дозволено в церковном искусстве.
Семарглы вщижских арок
Но мастер Константин внес в свою композицию целый ряд чисто языческих деталей, раскрывающих перед нами не столько понимание картины мира христианскими космографами, сколько древнее, идущее из глубин веков, представление о мире, в котором центральной фигурой был архаичный ящер, распоряжающийся ходом самого солнца.
Самым интересным и неожиданным являются изображения над этими плетеными узлами с корнями в непосредственном соседстве с восходящим и заходящим солнцем собако-птицы, вплетенной в небольшой орнаментальный узел. Эти "семарглы" находятся между солнечными кругами (под ними) и плетенкой, символизирующей корни (над нею). Как и надлежит, крылатые псы охраняют ростки и корни растений.
В алтаре церкви второй половины XII в. находились крупные, всем видимые и, более того, - выставленные напоказ вещи с изображением языческого божка Семаргла. Таков был земной ярус модели мира.
Подземный и подводный ярус представлен на каждой арке двумя ящерами-подставками, огромные морды которых вытянуты вверх и вторгаются в земное пространство, что вполне соответствует земноводной сущности ящера.
На вопрос о том, как посмел художник поместить в алтаре, на церковном престоле такого "бога-крокодила", Константин мог бы ответить, что изображал он не ящера, а христианскую "пасть адову". Но Константин поместил и языческого Симаргла, упрятав его от глаз прихожан в орнаментальное переплетение.
Ниже голов ящеров помещены шаровидные "дыньки", аналогичные тем, которые впоследствии, вплоть до XVII в., были излюбленным декоративным элементом в архитектуре. Эти "дыньки" в отличие от всех остальных частей арок оформлены не только с лицевой стороны, но и с испода. Сфера разделена на 12 частей. Ниже этих дынеобразных шаров на самих подставках в замкнутых прямоугольниках помещены в странном на первый взгляд порядке диски, неполные диски, кольца и неполные кольца.
Не претендуя на бесспорность, можно предложить следующую расшифровку этих не орнаментальных знаков, не подчиняющихся никаким законам симметрии или рапорта: здесь могла быть отмечена символика времени. Двенадцать долей на округлом навершии подставки - это солнечный год из 12 месяцев; округлая форма не только намекала на солнце, но и позволяла выразить и идею вечного бега времени, так как счет долей месяцев вокруг "дыньки" можно производить бесконечно, а сфера не имеет ни начала, ни конца.
Сама подставка ниже сферы-солнца разделена горизонтальными линиями на отдельные прямоугольные клейма, идущие до самого низа. В верхней половине в пяти таких клеймах даны диски следующей формы: в срединном из пяти (третьем сверху) диск дан полностью; в первом и пятом клейме диск дан ущербным - у нижнего, пятого, срезана нижняя часть, а у верхнего - верхняя, что может говорить о желании художника передать движение диска. Будем помнить о том, что место рассматриваемых подставок - мир ниже ящера, т. е. мир подземный, ночной. Тогда устремляющийся вверх диск верхнего клейма должен быть понят как солнце, выходящее из ночного мира в мир дневной. Рядом с этим клеймом находится клеймо с диском, на котором помещен знак в виде полумесяца рогами вниз; возможно, что это - условное изображение луны, видимой утром и вечером даже при солнечном свете.
В центре композиции из пяти клейм находится полный, ровный круг, который следует считать полуночным солнцем. Ниже его еще один диск, совмещенный с "полумесяцем", а завершает композицию диск, как бы приподнимающийся над горизонтальной чертой. Смысл этих пяти верхних клейм - продолжение темы суточного хода солнца. Дневной его ход показан отчетливо на самих арках, а здесь, как на этнографических прялках, зрителю напоминают менее броскими изображениями о существовании подземного мира ящеров, по которому солнце совершает свой ночной, невидимый нам путь.
Итак, из элементов времени мы располагаем годом (или бесчисленным количеством годов), двенадцатью месяцами и полными сутками, включающими и день (три позиции солнца на арках) и ночь (пять позиций солнца и луны на подставках), разделенные мордами ящеров. Уловить какую-либо систему в расположении лунных знаков не удается. Они частично показаны вместе с солнечным диском (полумесяц, видимый по утрам и вечерам), а главным образом они сгруппированы в нижней части подставки. Здесь чередуются клейма с "полумесяцами" и клейма с полнолунием, но четкой системы лунного календаря здесь нет; просто показано, что луна бывает как круглой, так и ущербной, неполной. Единственно, что может относиться к счету времени, это то, что всех изображений на обеих подставках - 30, равное числу дней в месяце в древних календарях. Впрочем, это наблюдение ненадежно.
Символы луны помещены только в ночной зоне, ниже ящеров, так как, по представлению древних, это ночное светило большую часть времени проводит под землей, в царстве ночи, во владениях подземного ящера.
Но нам известно и другое, что ящер проглатывает солнце вечером и возвращает его на другом конце земли утром.
На вщижских алтарных арках у морд обоих ящеров, у западного (вечернего) и восточного (утреннего) четко изображен сверкающий шар солнца, как бы находящегося в горле ящера. Ниже этого солнца (только что проглоченного или же готового извергнуться) помещено напоминание о нижнем мире, о ночном пути солнца и о луне, меняющей свой облик.
Суточный кругооборот светила дополнен счетом времени. Центром системы являются полуподземные ящеры или один ящер, зрительно расчлененный на два изображения для того, чтобы оказаться одновременно и у заходящего и у восходящего солнца.
В целом модель мира русского художника XII в. оказалась по внешним параметрам близкой к требованиям христианской космологии, но на самом деле насыщенной в большей степени древней языческой символикой. Вщижские арки показывают нам, как сознательно и хитроумно мастер эпохи Андрея Боголюбского сочетал общие контуры модели мира по "Христианской космографии" со своими северно-русскими прадедовскими представлениями о картине мира.
Новым в модели мира Константина является привнесение в нее могучих хозяев подземного ночного мира - ящеров. По всей вероятности, в древних космологических представлениях существовал только один ящер, один "бог-крокодил".
Раздвоение зрительного образа, наблюдаемое уже на шаманских бляшках северо-востока, объясняется двойственностью функций подземного владыки: вечером он должен поглотить заходящее солнце на крайнем западе земного пространства, к утру он должен оказаться на другом конце земли, чтобы выпустить из себя восходящее светило. Это привело к изображению ящера с одним, но двусторонним туловищем и двумя мордами в противоположных концах тела. Отсюда уже один шаг к изображению двух ящеров. На вщижских арках по два ящера, что маскировало языческую сущность этого персонажа и придавало большую декоративную нейтральность. Однако у каждого ящера вщижских арок в его горле - по солнцу, что явно указывает на память о древних космогонических мифах.
Участие ящера в суточном движении солнца натолкнуло автора изделия на мысль о факторе времени и он включил в фигуру солнечного шара приметы солнечного года из 12 месяцев, а в подставки арок - элементы движения подземного ночного солнца и обобщенно, без детализации представление о фазах луны.
Смысл всей композиции был в признании древнего дуализма мира ("упыря" и "берегини"), где ночное мрачное начало было представлено ящерами и маленькими дисками луны и подземного солнца, а дневное, торжествующее начало - огромными кругами "светлого и тресветлого" солнца, совершающего свой предначертанный путь над земными нивами, "жизнью нашей" по терминологии XII в. Вщижская модель мира изготавливалась по всей вероятности, в 1160-е годы, в то самое время, когда перестраивался город Владимир, закладывался Боголюбовский замок Андрея Юрьевича. Тревожное время, когда сам князь искал защиты "от стрел, летящих во тьме разделения нашего", сказалось в концепции модели мира, в которой скульптор выдвинул по существу одну тему - светлое солнечное начало господствует над ночным мраком, солнце охраняет покой птиц, клюющих ростки.
Удивляет полное отсутствие христианской символики. В какой-то мере это находит параллели в "Слове о полку Игореве", где нет обращений к богу, но упоминаются Велес и Стрибог, Карна и Желя, Хорс и Дажьбог.
У самого Андрея Боголюбского дважды возникали острые конфликты с высшим духовенством по поводу так называемого "мясоядения", т. е. обычая принимать ритуальную (язычески ритуальную!) мясную пищу, невзирая на церковные запреты, связанные с постными днями.
Полуязыческая-полухристианская модель мира мастера Константина не должна нас удивлять - она вписывается в свою эпоху, как и белокаменная резьба владимирской архитектуры.
Возвращаясь к теме новгородского "бога-крокодила", то залегающего водные пути, то одаривающего гусляра волшебным даром, то требующего себе человеческой жертвы, мы должны быть благодарны мастеру Константину, донесшему до нас архаичное представление о ящере, глотающем солнце.
Археологические исследования и находки
Вщижское городище привлекло к себе значительное внимание историков и археологов во второй половине XIX— начале XXв. (Н. М. Карамзин, И. М.Снегирев, Н. П. Горожанский, А. С. Уваров, С. С. Деев, И. Е. Евсеев, М. М. Фомин, А. Н. Шульгин).
Первую публикацию сведений о раскопках Вщижского храма и о найденных в ходе работ предметах произвёл журналист И. Поляновский в 1844 г., а первое научное описание находок осуществил искусствовед и археолог И.М. Снегирёв в своей книге «Памятники древнего художества в России» в 1850 г.
Иван Михайлович Снегирев
В 1907 году при подготовке четырнадцатого Археологического Съезда в Чернигове . И.Е. Eвсеевым было описано городище Вщижа и проведены раскопки на детинце города.
В результате выполненных исследований удалось на расстоянии 30 — 60 м. от берега Десны обнаружить: до 100 обломков стеклянных и мастиковых ожерельев — зеленых, синих, розовых, пестрых, железные гвозди (до 30), ножи (4), перегар меди, 3 обломка колокола из сплава, по-видимому, меди с железом, обломки изразцов. Более всего оказалось этих находок в. усадьбе крестьянина Василия Доримедонтова, в огороде которого оказались теперь и развалины старинного каменного храма, современного княжеству. За линией храма к югу попадались находки более бытового характера — жерновый камень, меднокрасный котел (переданы в Орловский музей), а также черепки. Всюду в городище встречаются человеческие черепа и следы пожарища — угли, пережженная медь, жженная известь, всякого рода изгарь.
Судя по определившимся на городище находкам, наиболее важные постройки княжеского двора были в северной части городища, к Десне, в особенности близ храма; к югу от храма, по-видимому, были менее важные службы.
Рыбаков Борис Александрович
Систематические исследования во Вщиже и его окрестностях были начаты под руководством Б. А. Рыбакова в 1940 году и, будучи прерваны войной, возобновились в 1948 году. В задачи экспедиции входило широкое изучение всех археологических памятников на берегах реки Десны, в районе Вщижа. Обнаружены неолитические стоянки и поселения эпохи бронзы.
Проводившиеся в последние годы работы брянских археологов Е.А.Шинакова и В.Н.Гурьянова дополнили и расширили представления о древнем Вщиже.
Археологи обнаружили при раскопках следы многочисленных сооружений и тысячи разнообразных находок – оружия, предметов быта, украшений.
Система расположения культурных слоев, особенно хорошо прослеживаемая у обрывистого края, дает ряд четко разграниченных слоев, которые условно можно приурочить к столетиям:
- Слой XI века (до 1142 года) завершается линией древней нивелировки, когда ряд старых строений был снесен и площадь выровнена. В 1142 году Вщиж переходит от Всеволода Ольговича во владение Владимира Давыдовича, который вскоре выделил Вщиж в удел своему сыну Святославу.
- Слой XII века (1142—1160 годов) резко отличается от предшествующего богатством сооружений и вещей. Завершается прослойкой мощного пожара, наиболее интенсивного на краю города, близ крепостных стен. В 1160 году Святослав Владимирович был осажден войсками восьми князей, которые после пятинедельной безуспешной осады ушли, заключив с ним мир.
- Слой XIII века (1160—1238 годов) дает несравненно большее количество вещей такого же качества, как и предыдущий, но с более высоким уровнем культуры. Слой этот также завершается пожарной прослойкой, хорошо датируемой вещами 1230—1240 г.
Во время раскопок 1940 г. были исследованы в основном два слоя, содержащих вещественные остатки человеческой деятельности: один из них, подстилаемый внизу отдельными находками керамики роменского типа (один из типов русской керамики VIII—X веков), содержал жилые сооружения с массивными печами, ориентированные по берегу Десны. Он датируется X—XII веками. Второй слой характеризуется сооружениями, расположенными по крепостному валу, обилием и разнообразием вещей и тонкостенной звонкой керамикой. К этому слою относится дом с жерновами, на примере которых впервые удалось установить все детали конструкции мельничного постава.
Работы 1948 года производились в детинце и на посаде вокруг церкви. Четыре стометровых раскопа, заложенных на огородах в районе церкви XII века, должны были определить границы центральной городской площади и начало жилых кварталов XII—XIII веков. Выяснилось, что на север и на восток от церкви простиралось кладбище, возникшее в XII веке (с клейменой керамикой), за пределами которого были жилые дома. В одном из раскопов удалось обнаружить остатки жилища X века с характерной грубой гончарной керамикой, орнаментированной крупноволнистым узором.
Другой раскоп, заложенный в достаточном отдалении от церкви, к сожалению, дал мало интересного. Здесь оказались остатки избы XVII века с лощеной керамикой. Нигде в других местах Вщижа ее нет. Очевидно, поселение XII века, упоминаемое в грамоте 1623 года, было очень небольшим.
Раскоп на северном краю, над Десной, содержал остатки слоя с роменской керамикой, слой XI—XIII веков с печью и остатки жилища и позднее жилище XIX века с ручными жерновами и керамикой, близкой к средневековой.
Самым важным явился раскоп, заложенный после зачистки юго-западного края детинца, обращенного к ручью. Край городища здесь, как и на берегу Десны, давно осыпается, и современный обрыв обнаруживает в разрезе разрушенные жилища. Укрепления в обрыве уже незаметны; очевидно, они давно рухнули в Десну и в ручей. С точки зрения рекогносцировки городища, такой край, где при незначительной зачистке видны разрезы жилищ и печей, представляет большие удобства, сразу открывая все напластования культурного слоя.
Один из раскопов был заложен в том месте, где в профиль обрыва выходили остатки печи, жернов и другие явные признаки жилища. Это жилище оказалось самым значительным по размерам и самым богатым по находкам.
На Вщижском городище слой с роменской керамикой (сильно нарушенный) сменяется слоем с керамикой XI—XII веков, сооружения которого были сменены новыми постройками, погибшими впоследствии от пожара. Жизнь после пожара продолжалась и через значительное время была прервана новым пожаром, приведшим к запустению города.
Раскопанный в центре детинца дом конца XII — начала XIII века имел подполье, в которое провалились с полатей деревянное ведро для зерна, мешок с остатками зерен, обугленный хлеб и два жернова со всеми конструктивными деталями.
До сих пор встречались только одни каменные круги жерновов без необходимых железных деталей. Считалось, что оба круга просто надевали на одну ось; при этом трение верхнего камня было чрезвычайно значительным. Создателям вщижского мукомольного постава удалось очень остроумно разрешить проблему преодоления трения. Данную конструкцию очень подробно описал Б. А. Рыбаков в своей книге» Ремесло Древней Руси».
Вщижские жернова были сделаны из песчаника. Диаметр верхнего камня — 50 см; вес всей системы — 46 кг. Для того чтобы женщина могла молоть зерно на таких тяжелых жерновах, необходимо было уменьшить трение. Для этой цели нижний жернов ("низ" или "постав") при помощи системы клиньев насаживался на железное веретено, имевшее вид тупого копья. Своей втулкой веретено наглухо набивалось на какой-либо вертикальный кол, торчавший из подполья, верхний конец веретена толщиной с карандаш был тщательно закруглен и выдавался над поверхностью нижнего жернова на несколько сантиметров.
Конструкция жернова
1 – вид жернова сверху; 2 – разрез по линии АБ
В широком отверстии ("ячее") верхнего жернова ("бегуна"), предназначенном для насыпания зерна, мастер-жерновник прорезывал в толще камня два паза, в которые вставлялся железный подпятник ("порхлица").
Всей тяжестью верхний жернов опирался на этот подпятник. В центре его с нижней стороны делалось небольшое полусферическое углубление в 6—8 мм, строго соответствующее вершине веретена.
Верхний жернов надевался на веретено таким образом, что опирался на него только в одной точке. В силу этого трение было сведено к минимуму — тяжелый "бегун" легко п плавно вращался над нижним поставом, так как между ними был небольшой зазор. Верховод был обтянут лубяной шиной и имел коленчатую рукоять, центрированную наверху.
Для того чтобы жернов мог находиться в равновесии, будучи надет на тонкое веретено, мастеру-жерновнику необходимо было точнейшим образом обтесать круг, точно вырезать концентрический кружок ячеи и особенно точно определить центр тяжести, который в этих условиях необходимо было совместить с геометрическим центром внешней и внутренней окружностей жернова. Вытесывание пазов и пригонка железной порхлицы завершали сложную работу жерновника, требовавшую расчетов, известного практического знакомства со свойствами окружностей и применения циркуля. Данная конструкция предусматривала возможность регулирования тонкости помола зерна; для этой цели у веретена имелись клинья. Если нужно было получать муку лучшего качества, достаточно было подбить клинья чуть выше; тогда нижний жернов несколько приподнимался вверх (а верхний не менял своего положения), и зазор между жерновами уменьшался, а, следовательно, и зерно размалывалось мельче…
Славится Вщиж и своими интересными находками, считающимися большой редкостью: например, всего на Брянщине найдены два варгана, один при раскопках Б. А. Рыбакова в 1948 году вщижского городища, а второй – при раскопках городища «Покровская гора» в Брянске в 1957 году.
Варган
Оба эти варгана одного типа — железные, дугообразные, длиной 8-10 см, с тонкой укреплённой в середине дуги пластинкой-язычком.
При игре варган прижимают к зубам или зажимают его зубами. Язычок варгана приводят в состояние вибрации, защипывая его пальцем или палочкой. Ротовая полость при этом служит естественным резонатором. Изменяя её конфигурацию, изменяют характер звучания
Из всех видов производства во Вщиже обильнее всего представлено гончарное дело. Близ вала был раскопан так называемый «вщижский горн», датируемый моментом взятия города весной 1238 года, принадлежавший двум мастерам. Обнаружен гончарный горн был по указанию местного жителя Ионова, ставившего в 1918 году здесь свой овин и частично повредившего горн.
Горн находился на краю города, близ вала у реки, но внутри замка, недалеко от крепостной стены. Горн был раздавлен в тот момент, когда обжиг посуды подходил к концу, но еще не был завершен.
Он имел два яруса — нижний, топочный, где горели дрова, и верхний — обжигательный, куда закладывалась посуда. Ярусы были разделены горизонтальной перегородкой из хорошо обожженной глины, толщиной от 10 до 14 см. На нижней поверхности перегородки были видны отпечатки выгоревших впоследствии деревянных креплений, каркаса, на которые первоначально накладывалась сырая глина. Горн был овальный в плане (180 на 130 см), внешние стенки сложены из глины (обожженной лишь с внутренней стороны) и с внешней стороны присыпаны мощным слоем песка. Это делалось для уменьшения теплопроводности стенок и для сохранения жара внутри горна.
Вщижский горн для обжига посуды (реконструкция)
Перегородка между ярусами (современное название — "черень") находилась от пола топки ("кабицы") на высоте 35 см. По окружности череня шли 12 сквозных отверстий (прогары, продухи), посредством которых жар проникал в обжигательную камеру. Температура внутри горна, очевидно, превышала 1200°, так как вся нижняя поверхность череня и продухи были покрыты толстой коркой зеленой стекловидной массы, образовавшейся от плавления глины.
Вщижский горн интересен тем, что он погиб вместе с обжигавшейся посудой, расчистка которой позволила установить важные детали обжигательного процесса. Он был раздавлен в тот момент, когда обжиг посуды подходил уже к концу, но еще не был завершен. Большая часть посуды обожжена добела, хорошо звенит, некоторые сосуды не прокалились насквозь и в середине излома дают серую полоску. Один большой горшок растрескался и покоробился еще в процессе обжига — у него разорвало венчик. Всего в горне оказалось 25 горшков, формованных на ручном гончарном кругу (закраины дна и подсыпка песка), с тонкими стенками и линейным орнаментом на плечиках. На тулове сосудов совершенно ясно выступают следы ленточной техники.
Горшки сводятся к двум размерам: одни — маленькие, 18—20 см высоты, другие — большие, 30—35 см высоты. Различий в форме нет. Горшки имеют на дне клейма двух рисунков; в одном случае — три концентрических ромба, с точкой посредине, в другом — два концентрических круга, соединенных радиальными линиями. Обе группы занимали в горне обособленные места. Клейм второй группы было всего 5; в этой группе были только малые сосуды.
Вщиж. Образцы посуды (XI – XIII века)
Способ загрузки горна удалось проследить, несмотря на плохую сохранность горна, который был раздавлен во время осады Вщижа Батыем.
При расчистке горна обращало внимание постоянное нахождение днищ одного сосуда в другом, причем все горшки лежали днищами вверх. При склейке сосудов оказалось, что диаметры венчиков не позволяли ставить один горшок внутрь другого. Остается предположить, что горшки при обжиге ставились вверх дном и один на другой. Только при такой расстановке в два яруса и могли разместиться 25 горшков на площади горна. Нижний ряд горшков ставился не непосредственно на черень, а на специальные глиняные подставки, имевшие вид плоских палочек с загнутыми концами. Верхний ряд надевался на нижний, вероятно, также с какими-нибудь прокладками.
Гончары метили свои изделия клеймами; в раскопках найдено около двухсот различных клейм. Очевидно, одновременно в городе работало всегда около 15—20 мастеров. В разных местах городища встречены клейма одного мастера; они позволяют уточнить датировку жилых комплексов. Клейма в виде княжеских знаков позволяют установить местонахождение княжеского двора.
В результате исследований 1948-1949 г. удалось создать шкалу керамики, выделив типы раскопок, датируемые временем: а) до середины XII века, б) 1142— 1160 годы, в) 1160—1238 годы, и восстановить историю древнего Вщижа, начиная с IX века.
Сооружения, здания, предметы и изделия ремесленников, которые были обнаружены в древнем городе Вшиже, относятся к различным временным периодам (VIII - XIII веков). В их создании, безусловно, принимали непосредственное участие наши летописные предки – радимичи, которые, по словам летописца, «живяху въ лесе, якоже всякий зверь, ядуще все нечисто». «Объективность» летописца, в данном случае, не требует дополнительных комментариев.
Очевидно, что во Вщиже было достаточно грамотных и благочестивых людей – и не только среди духовенства и дружинников. Так, на отлитой местным мастером удивительно красивой бронзовой арке можно прочесть: «Господи, помоги рабу своему Константину». А на клыке кабана, который носили на шее как амулет-оберег, читаем: «Господи, помоги рабу твоему Фоме»... Среди находок археологов в разоренном городе – металлическое писало – острая палочка, которой писали на бересте и воске и т. д.
Археологические раскопки во Вшиже раскрывают интересную историю развития одного из русских летописных городов от племеного святилища к маленькому городку в системе княжеской вотчины, от городка — к удельному городу с разнообразной застройкой, мощными укреплениями, развитым ремеслом. Монгольское нашествие оборвало жизнь этого цветущего города и разрушило его феодальную культуру. Но раскопки показали, что затерянный в брянском Полесье Вщиж XII—XIII веков — яркий образец высокого общего уровня и самобытности русской культуры, проявлявшейся в самых различных областях быта и искусства.
Источники и литература
- Евсеев И. Е. Исследование городищ и курганов в бассейне верхнего (орловского) течения р. Оки // Тр. Предв. комитета по устройству XIV археол. съезда. – М., 1908. Вып. 2.
- Карамзин Н. М. История Государства Российского, том II. – СПб, 1830
- Древнерусский город Вщиж http://rus-istoria.ru/component/k2/item/161-drevnerusskiy-gorod-vschizh
- Древняя Русь. Город, Замок, село/ под ред. Б. А. Колчина. – М.: Наука, 1985
- Поляновский С. В. Село Вщиж // СПб. ведомости. 1844. № 93—94
- Рыбаков Б.А. Вщиж – удельный город XII века // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры АН СССР. Вып. 41. – М., 1951.
- Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства. - Декоративное искусство, 1975, № 3.
- Рыбаков Б.А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж // По следам древних культур: Древняя Русь. – М., 1953.
- Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987.
- Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X - XIII вв. – М., 1970.
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 237.
- Снегирев. И. М. Памятники древнего художества в России. Том 3. – М., 1850
- Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времен. Т. 1. – М.: 1768.
- Хронос. http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/svjat9vldmr.php
- Википедия