Языческое святилище радимичей на Благовещенской горе
Благовещенское городище Вщижа
Наиболее интересным за пределами городских валов Вщижа является городище Благовещенская гора, расположенное рядом с детинцем и посадом Вщижа, через ручей, на расстоянии 40 метров от города.
Благовещенская гора была обитаема (или посещаема людьми) уже в бронзовом веке. В железном веке, в эпоху юхновской культуры, которую мы можем связывать с земледельческими славянскими племенами V века до н.э. — V—VII веков н.э., на этой горе находилось племенное святилище богини Берегыни.
Благовещенское городище сохранилось менее чем наполовину, так как находится на излучине реки, разрушающей северную часть мыса. Уцелевшая часть городища имеет всего 45 метров в длину и 20 метров в ширину. Городище отделено от плато валом высотой 3—4 метра и глубоким рвом 18 метров ширины. В северной части сохранились остатки земляного моста через ров в виде «гребли».
Вид Вщижского городища и Благовещенской горы
Верхний горизонт культурного слоя относится к роменской культуре. От этого периода сохранились только обломки керамической посуды. Встречаются они главным образом в западной части площадки. В более поздний период (возможно, древнерусский) площадка городища использовалась для захоронений.
Среди населения села Вщижа бытует предание о существовании на этом мысу Благовещенской церкви, давшей имя всему мысу. Раскопки не обнаружили на самом городище остатков этой церкви; возможно, что она находилась западнее, за валом, на плато; возможно, что стояла она на осыпавшейся северной части городища, и, либо унесена водами Десны, либо засыпана оползнем.
Но на городище, раскопанном полностью, обнаружено целое кладбище XI—XIII веков. Обнаружено 14 погребений с западной ориентировкой, без вещей. Могилы тянутся вдоль всего городища, но преимущественно в его северной части. В культурном слое встречаются отдельные фрагменты древнерусской гончарной посуды XI–XIII вв., возможно связанные с могильником. Кладбище перестало функционировать, очевидно, одновременно с гибелью всего Вщижа в 1238 году. В XVIвеке, с возникновением села Вщиж, было создано новое кладбище с церковью далеко от Благовещенской горы.
Православный обычай предписывает на месте разрушенной церкви ставить часовню или крест. Такая часовня в 1840 году (до раскопок) стояла на месте церкви XII века на посаде и примерно до середины XIX века стояла деревянная церковка на Благовещенской горе, где ныне установлен памятный знак в форме креста.
Крест на месте православной часовни, фото Максима Ерхова
Раскопки Рыбакова Б. А. позволили выяснить тысячелетнюю предисторию княжеского Вщижа. Удалось не только обнаружить следы пребывания человека здесь в древности, но и объяснить причины тяготения к данному пункту задолго до образования феодального города.
На Благовещенской горе Вщижа были найдены и керамика XI—XIIIвеков, и роменская керамика IX—X веков, и значительно более ранняя керамика типа юхновского городища, датируемая примерно от Vвека до н. э. и до V—VIIвека н. э.
Это значит, что начальным зародышем Вщижа, возникшим в глубокой древности, следует считать Благовещенский мыс, расположенный на том же берегу Десны напротив Вщижского городища. Самые древние вещи с Благовещенской горы — это клиновидные топоры, относящиеся к бронзовому веку.
1-2 – глиняные сосуды; 3-5 – каменные боевые топоры;
6 –клиновидный топор
Из отдельных находок на Благовещенском городище наибольший интерес представляют просверленные медвежьи клыки, бронзовое кольцо и горло необычного сосуда, украшенное стилизованным изображением медведя, костяная головка птицы и др.
Обнаружены обломки керамики, вероятно, среднеднепровской культуры. Основная часть культурного слоя и находок (железные ножи, литейные формы для бронзовых гривен, бронзовые браслеты, булавки, кольцо с зернью, рогатые кирпичи, горловина сосуда со стилизованной головой медведя) относятся к юхновской культуре.
Таким образом, раскопки определили, что Благовещенское городище по керамике относится, несомненно, к юхновской культуре и существовало на протяжении тысячи лет до зарождения Вщижа.
Основной найденный здесь инвентарь — это глиняная посуда и ножи. Посуда встречена разных типов — есть очень большие, объемистые сосуды, украшенные характерным юхновским орнаментом, и есть небольшие кубки, находимые иногда в целом виде. Создается впечатление, что здесь только, потребляли но не производили. Единственным видом производства на городище было литейное дело: найдено несколько обломков глиняных литейных форм для украшений.
Древние сооружения Благовещенского городища
Благовещенское городище не похоже ни на одно из известных до сих пор городищ юхновского типа. Отличие от обычных городищ, имеющихся и в окрестностях Вщижа, заключается в отсутствии здесь жилищ и следов хозяйственной деятельности. На каждом Юхновском городище обычно встречаются остатки легких плетеных жилищ с вертикальными столбами и множество глиняных рыболовных грузил. За время долгой жизни поселка, укрепленного валом и плетнем, в культурном слое накапливались многочисленные прослойки пожарищ. Ни небольших плетеных хижин, ни грузил на Благовещенском городище не найдено.
Совершенно исключительный интерес представляют сооружения, открытые на Благовещенском городище. К подковообразному валу, ограждавшему городище со стороны плато, вплотную примыкал с его внутренней стороны огромный, тоже подковообразный, «длинный дом» со входом посредине в том месте, где к валу примыкал земляной мост — гребля.
Сохранившаяся часть дома имеет протяжение 26 метров, а общая его длина была, вероятно, около 60 метров. Ширина внутреннего пространства 6 метров. Основу этого дома составляло длинное продольное углубление шириной 4 метра, с плоским полом: вдоль этого углубления по обеим сторонам его шли широкие земляные седалища. На полу, на расстоянии 6 метров друг от друга, найдены небольшие скопления углей, возможно от светцов с лучинами. Очагов не обнаружено, прослежены лишь три незначительных скопления углей.
Сооружения Благовещенского городища.
Реконструкция Б. А. Рыбакова
Задняя стена, примыкавшая вплотную к внутренней дуге вала, состояла из плетня, а передняя стена, обращенная к площадке городища, — из плотно поставленных вертикальных бревен.
В обеих стенах, на расстоянии 4—5 метров друг от друга, поставлены массивные столбы, державшие стропила крыши. Вход находился, вероятно, в северной части городища, а древний въезд на площадку проходил через середину дома, вала и рва.
Вход разделял дом на два крыла. Со стороны городища вход имел какое-то крыльцо с массивными столбами. Пол в районе входа сильно повышался и был на уровне площадки городища. Кроме этого дома, на городище было еще одно такое же длинное сооружение, шедшее также вдоль вала; от него остались только следы одной стены.
На внутренней площадке городища обнаружены остатки отдельно стоящих массивных вертикальных столбов, глубоко врытых в землю. Они идут полукругом, повторяя дугу вала и дома. Соответственно двум домам имеются и два ряда столбов: очевидно на городище было два строительных периода, причем при вторичной переделке был воспроизведен план первоначального строительства. У подножья столбов найдены в целом виде небольшие глиняные сосуды простой баночной формы, головка птицы из рога, бронзовые гривны.
В мысовой части городища обнаружены следы восьми опорных столбов — остатки еще одной постройки (навес размером 4 на 6 метра). В южной части городища, на самом краю, обнаружено огромное кострище и скопление золы; около кострища найдено много обломков "рогатых кирпичей" — подставок под вертела для жаренья мяса.
Языческое святилище радимичей
Что же представляло собой Благовещенское городище две или полторы тысячи лет назад? Зачем понадобилось сооружать дом, если в нем не жили и не работали, что означал полукруг массивных столбов посредине городища, чем объяснить особый потребительский подбор вещей (посуда, ножи, подставки под вертела)?
Единственным объяснением может быть признание культового назначения сооружений на Благовещенской горе. Это древнее славянское языческое святилище, «требище» для потребления священных жертв.
Полукруг столбов, близ которых найдены сосудики, головка птицы и гривны, — это хорошо известное по письменным источникам окружение главного идола изображениями второстепенных богов.
Шестидесятиметровый «длинный дом» — это вместительное помещение для общеплеменных собраний, ритуальных действий и жертвенных пиров, разделенное на два крыла.
Дохристианские святилища наших далеких предков-язычников, так называемые «капища» — большая редкость. На поверхности земли они вообще не сохранились, так как это были очень простые сооружения из нестойких материалов. Поэтому местности, где предположительно такие капища были, и проекты их реконструкции вызывают большой интерес, даже если такие проекты не отличаются особой достоверностью. В некоторых случаях такие святилища представляли собой площадку с расставленными на ней деревянными идолами, которые, разумеется, не могли устоять под разрушительным действием времени. В центре такой композиции, где устанавливался жертвенник и главный идол, и совершались языческие ритуальные действия.
К. Лопяло. Языческое святилище на Благовещенской горе.
Реконструкция Б. А. Рыбакова
Существование здесь в древности языческого святилища объясняет нам и наличие в XI—XIIIвеках церкви. Обычно христианские церкви, ставившиеся на месте разрушаемых капищ, нарекались в честь того святого, который замещал в христианском пантеоне соответственное языческое божество. Так, например, церкви Ильи ставились на месте капищ Перуна, церкви Власия — там, где были идолы Велеса. Церковь Благовещения, т. е. девы, становящейся матерью, могла быть поставлена только на месте святилища богини-девы, каковою считалась богиня земли Берегыня (Макошь).
Все это дает возможность допустить, что главным скульптурным изображением языческого святилища наших летописных предков-радимичей была богиня-дева, которая у древних славян называлась «Берегыня».
Русские книжники знали Берегыню как одно из наиболее архаичных славянских божеств и сопоставляли ее с греческой Артемидой, культ которой, по свидетельству античных авторов, был широко распространен у народов Северного Причерноморья. Культ девы-матери как богини плодородия известен нам по русским вышивкам, сюжет которых насчитывает двухтысячелетнюю давность, по главному изображению Збруч-ского идола IX—Xвеков (каменный идол, покрытый разными изображениями славянских языческих богов, найденный у реки Збруч).
Быть может, не случайно в центре городища оказался сосуд с изображением медведя. Медведь считался зверем, принадлежавшим Артемиде. В русском христианско-языческом народном календаре XIXвека рядом стояли два праздника: Благовещение — 25 марта и «Комоедицы» (праздник пробуждения медведя) — 24 марта.
Огромное святилище на Благовещенской горе, посвященное деве-матери, богине плодородия земли, предназначалось не для жителей одного поселка, так как здесь нет жилого городища, а, очевидно, для целой округи, может быть, для целого племени.
Святилище на Благовещенской горе находилось в самой глубине населенной полосы, в укрытом, безопасном месте. Раскопки на ближайших ко Вщижу городищах с юхновскои керамикой дали картину обычных жилых поселков. Жители этих поселков и сходились на свои языческие празднества и игрища к святилищу девы и медведя. Здесь приносили жертвы и поедали жертвенное мясо, пили священное пиво и обсуждали дела племени, собираясь в огромном доме.
Городище-святилище было центром притяжения для целой округи радимичей: здесь собиралось племенное вече, здесь производилась выплавка металла и могли впоследствии селиться ремесленники, здесь производился торг и здесь же совершались магические обряды, заклинание благодетельных сил природы.
Примечательно также то, что главной чудотворной иконой, почитаемой в Мглинском крае, является Богородица «Одигитрия», найденная близ села Дрокова и Нивного в 1664 году. Священники объявили ее явленной иконой и приписали ей чудодейственную силу. Безусловно, в то время они были в курсе существования в древнем Вщиже храма Пресвятой Богородицы, и неслучайно усмотрели сакральную связь древнего храма с найденной под Мглином иконой Богородицы.
М.Г. Гусаков предложил несколько отличную от Б. А. Рыбакова интерпретацию сооружений святилища на Благовещенской горе, в соответствии с которой идолы низшего ранга, стоящие перед «трибуной», одновременно служили маркировочными столбами для астрономических наблюдений, а отдельные сооружения святилища были ориентирами, фиксирующими точки восхода и захода небесных светил, для чего использовали и кострища, расположенные на тех же направлениях, что и столбы-идолы. То есть городище помимо культово-обрядовой практики, служили также хронометрами, были "простейшими" механизмами для измерения времени.
Они совмещали в себе функции солнечных часов (измерение длины дневной части суток), а также служили лунным хронометром для измерения: месяца и года, смены сезонов. К сожалению, при раскопках этих объектов степень точности фиксации его деталей не всегда удовлетворительна, часто они раскопаны не полностью.
Топографическое расположение Благовещенского святилища, занимающее господствующее положение на местности, — это хорошо просматриваемая линия горизонта со всех сторон, чтобы было хорошо видно не только, что делается на земле, но и на небе.
Сложные конструкции Благовещенского святилища могли обеспечивать целый комплекс наблюдений за всеми небесными светилами ночью и днем. Различия в сооружениях святилища обусловлены различием в использовании строительного материала. Маркировочные меты (точки) делались либо из камня, либо из дерева. Для этой же цели мог использоваться также жертвенный костер (кострище).
Основные функции Благовещенского святилища, учитывая его первичное хронометрическое назначение, могли сводиться к отправлению строго регламентированных культовых действий, как в повседневной хозяйственной деятельности, так и в сакральной сфере.
Можно указать лишь незначительную часть тех функций, которые могло выполнять такое святилище в повседневной практике:
а) ведение календаря, измерение смены сезонов, года, месяцев, суток;
б) отправление обрядов (молений, гаданий, жертвоприношений), связанных с рождением соплеменников, установление сроков начала инициации, брачных церемоний, отсчеты сроков беременности у женщин, домашних животных, вегетативных, периодов роста злаков и т.д.;
в) определение сроков наступления коллективных празднеств (урожай, моления о дожде, наступлении весны, удачной охоте, прекращении засухи и т.д. и т.п.).
Но наиболее важные функции святилища относились к сакральной сфере и были связанны с похоронно-поминальными обрядами:
а) определение количества дней (суток), предписанных прощанию с покойником;
б) определение дня выноса покойника, сожжения и совершения необходимых при этом акте обрядов;
в) ориентация могильной ямы и положения в ней покойного (часто ориентация древних погребений связана с ориентацией по Луне, а не по Солнцу);
г) определение количества дней, предписанных процедурой поминания покойного (9-12 дней после смерти, 30-40 дней, год);
д) определение сроков поминовения умерших предков.
Своеобразная универсальность языческих святилищ дает возможность не только выяснить, как "работало" святилище, но и на какой ступени развития духовной культуры находилось соответствующее сообщество людей – в данном случае племенной союз наших предков радимичей.
Язычество и христианство: где истоки русского духа?
Источники и литература
- Гусаков М.Г. Святилище - языческий храм (к постановке проблемы) // Тезисы докл. Научной конференции «религиозные представления в первобытном обществе». - М.: ИНИОН, 1987.
- Древнерусский город Вщиж http://rus-istoria.ru/component/k2/item/161-drevnerusskiy-gorod-vschizh
- Древняя Русь. Город, Замок, село/ под ред. Б. А. Колчина. – М.: Наука, 1985
- Рыбаков Б.А. Вщиж – удельный город XII века // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры АН СССР. Вып. 41. – М., 1951.
- Рыбаков Б.А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж // По следам древних культур: Древняя Русь. – М., 1953.
- Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987.
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981.
- Википедия